Примерное время чтения: 4 минуты
6612

Танкеру больше не наливают. Из-за аварии на КТК прекращена отгрузка нефти

Каспийский Трубопроводный Консорциум / кадр видео

Все три выносных причальных устройства (ВПУ) Новороссийского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) закрыты по результатам аварии 20 марта. Об этом сообщил глава КТК Николай Горбань. С 24 марта прекращается и закачка нефти в резервуары, добавил он.

Как сообщалось, 20 марта сильный шторм (более 5 баллов) повредил выносные причалы для танкеров нефтяного терминала Каспийского трубопроводного консорциума, которые находятся в 6 километрах от берега.

Трубопровод КТК Тенгиз-Новороссийск — один из крупнейших объектов ТЭК, построенных на территории стран СНГ с участием иностранного капитала. Его протяженность более 1,5 тыс. км, по трубопроводу транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений.

Морской терминал КТК оснащен тремя ВПУ, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега. В прошлом году здесь было загружено нефтью 585 танкеров, рассказал генеральный директор компании Николай Горбань. Из них 213 отправились в порты Италии, 39 — Франции, 26 — в США, 41 — в Испанию.

— Мы должны провести обследование всех ВПУ, — объяснил глава компании причину полной остановки. — Повреждения двух из них критичны, была реальная угроза загрязнения природы. Поскольку все было вовремя выявлено и остановлено, природе ущерб не нанесен. Но продолжение эксплуатации устройств невозможно. Места в резервуарах терминала осталось мало, поэтому прокачку нефти тоже придется остановить.

По словам главы компании, пока осмотр нельзя сделать из-за погодных условий. Шторм мешает и отгрузке нефти. При этом для ремонта нет ни необходимых запчастей, ни специального танкера, который должен омыть устройства перед началом работ.

— Мы столкнулись с недобросовестным поведением партнеров, — рассказал Горбань. — Нам отказано в поставке плавучих шлангов всех типов и размеров, нам отказано в поставке гидрокомпенсаторов (критически важного механизма для ВПУ), нам отказано в поставке запчастей для шарниров. Даже насчет тех запчастей, поставка которых была оплачена в декабре, нас известили, что отказываются с нами сотрудничать и заказ доставлен не будет. Оперативный запас запчастей у нас есть, но он недостаточен.

Сокращение отгрузки нефти КТК в этом и следующем месяце составит пять раз, отметил глава компании. Минимальное время работы на одном из двух поврежденных устройств — две недели, и работы нельзя вести одновременно. Это значит, что остановить работу терминала придется не менее чем на месяц, с учетом сложностей подводного ремонта в период штормов — даже на два. А отсутствие запчастей и отказ поставщиков от их доставки делает срок окончания ремонтных работ неопределенным, отмечают эксперты.

Длительный ремонт неизбежно приведет к серьезному сбою в отгрузке нефти потребителям. Крупнейшие из них — Италия, США, КНР, Турция, Франция, Испания и т. д. При этом ситуация усугубляется тем, что управляющая компания еще месяц назад запросила у иностранных поставщиков комплектующее расходное оборудование, но его не получила.

В КТК входят компании разных стран. России в лице «Транснефти» принадлежат 24% акций консорциума, плюс 7% дочерней компании российской монополии «КТК Компани». Остальные 69% акций принадлежат компаниям из Казахстана, США (Chevron, Exxon), Нидерландов (LUKARCO), Великобритании (Shell) и Италии (ENI).

— С нашей стороны мы делаем все, чтобы обеспечить скорейшее восстановление прокачки, — заверил министр энергетики России Александр Новак, выступая в Государственной думе РФ.

В свою очередь в казахстанском министерстве энергетики заявили о консультациях с КТК по срокам возобновления работы морского терминала и поиску возможностей перевозки нефти по альтернативным маршрутам.

— Это очень большая потеря для Казахстана, — объяснил АиФ.ru эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. — Потому что КТК и создавался для того, чтобы сделать казахстанскую нефть доступной для танкерных перевозок. К тому же российская нефть сейчас под санкциями, и для нефтяных трейдеров было очень важно различать российскую и казахстанскую нефть, а теперь эта возможность теряется.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах