Кризис, который переживает Евросоюз последние годы, стал особенно ощутим в этом году. На ЕС обрушился ворох проблем, начиная от наплыва беженцев из стран Африки и Ближнего Востока и заканчивая желанием Великобритании покинуть союз.
Какие вызовы угрожают стабильности и целостности Европейского союза, попробовал разобраться АиФ.ru.
Разлад внутри союза
Руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелёв центральную проблему, угрожающую единству ЕС, видит в плане европейских властей передать полномочия стран-участниц союза на надгосударственный уровень, что угрожает суверенитету европейских государств.
«Сейчас развитие ЕС подошло к такому этапу, когда необходимо ограничение национальных суверенитетов стран-членов Евросоюза и передача этих суверенитетов в надгосударственные структуры. По существу, речь идёт о том, что им приходится делать ещё один шаг к формированию «Объединённых Штатов Европы», конфедерации», — поясняет Шмелёв.
Естественно, что этот процесс вызывает сопротивление со стороны ряда европейских стран, которые не хотят отказываться от своих полномочий в пользу неких надгосударственных структур. Возникает это сопротивление и со стороны населения, не доверяющего тем управленческим структурам, которые будут принимать решения, касающиеся непосредственно их жизни.
От того, сумеет ли Евросоюз выйти из этого положения и найти консенсус, будет зависеть его судьба, уверен эксперт.
Великобритания как палка о двух концах
Подтверждением остроты ситуации с разладом внутри ЕС, о которой говорит Борис Шмелёв, служит желание Великобритании покинуть Европейский союз, если Брюссель откажется поддерживать реформы, которые лоббирует Лондон.
До конца 2017 года в стране пройдёт референдум, на котором судьбу дальнейшего членства Туманного Альбиона в ЕС решат граждане.
Требования, которые Брюсселю предъявляет премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, сводятся к расширению свобод национальных властей, ужесточению финансовой помощи странам с огромным госдолгом. Кроме того, Лондон отказывается пускать к себе беженцев.
Выход Великобритании из Европейского союза нанесёт мощный удар по экономике ЕС. Дело в том, что Англия является второй экономикой ЕС: в 2014 году объём её ВВП составил 2,253 трлн евро, свидетельствуют данные Евростата.
Однако и удовлетворение условий британской стороны дорого обойдётся Евросоюзу — такое решение будет означать торможение процесса реформ в союзе.
Беженцы и рост националистических настроений
Беженцы, в отношении которых так скептически настроены британские власти, действительно угрожают стабильности Европейского союза. Такого мнения придерживается главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Морис Обстфельд, передаёт агентство France Press. По его словам, на сегодняшний день существует ряд факторов, способных ослабить ЕС и спровоцировать «кошмарный сценарий».
На самом деле проблема с беженцами в ЕС существовала всегда, но в этом году она особенно обострилась, когда в богатые страны Старого Света хлынули сотни тысяч выходцев из Северной Африки и Ближнего Востока.
Наплыв мигрантов мало того, что вызывает разлад внутри Евросоюза, обременяет европейские экономики, он вызывает рост радикальных националистических настроений, говорит Шмелёв. Волны протестов в адрес беженцев мы видим в Польше, Германии, Франции.
«Усиление позиций правых партий означает усилие негативных настроений в этих странах по отношению к ЕС. Правые партии в общем и целом выступают с критических позиций по отношению к ЕС и часто ставят вопрос: «А нужно ли вообще нам членство в ЕС?». Естественно, что эти правые партии будут блокировать попытки к трансформации ЕС на принципах федерализма, попытки трансформировать ЕС в „Объединённые Штаты Европы“», — рассуждает Шмелёв, добавляя, что всё это опять же будет тормозить процесс реформ, нужных для дальнейшего развития ЕС. А это представляет очень серьёзный вызов для стабильности в Евросоюзе.
В свою очередь, первый зампредседателя Комиссии по безопасности Общественной палаты Дмитрий Чугунов не видит проблемы в нашествии в ЕС беженцев. Мигранты, по его словам, в понимании европейских прагматиков воспринимаются как новые рабочие места и, как следствие, укрепление экономики, рост ВВП: ЕС уже проделал соответствующие расчёты и рассчитывает на три миллиона мигрантов, которые прибудут в союз в ближайшие три года.
«Протесты «миноритариев» услышаны не будут, их рассматривают как транзитные страны для притока рабочей силы. При этом беженцы — это безусловный рост ксенофобии и укрепление националистических настроений в отдельных (как раз-таки транзитных) странах союза, особенно в тех, где всё не очень хорошо в социальной сфере. И это делает их ещё более сговорчивыми и готовыми идти на уступки внутри ЕС, поэтому крупным игрокам — Великобритании и Германии — выгодны политически и экономически нестабильные режимы других членов союза», — рассуждает Чугунов.
Без России никуда
До обмена санкциями и взаимного охлаждения отношений крупнейшим важнейшим торгово-экономических партнёром Европейского союза была Россия. Сейчас мы видим, что из-за санкционного противостояния ЕС заметно сократил экспорт товаров и услуг в РФ. По итогам девяти месяцев 2015 года разница между экспортом и импортом товаров в ЕС и из ЕС составила 60% (почти 80 млрд долларов; данные ФТС). Проще говоря, Россия экспортировала в Европу больше, чем купила, что, безусловно, является плюсом для нашей страны, но не для стран Старого Света.
Европейский союз развернулся в сторону интеграции с США, создаётся Трансатлантический союз, который уже сейчас вызывает немало сомнений среди членов ЕС. Создание такой зоны несёт определённые преимущества для экономики, так как европейским производителям будет облегчено присутствие на американском рынке. Но обратной стороной медали является ужесточение конкуренции между американскими товарами и европейскими. Этот разрыв между интересами одной группы стран будет негативно влиять на единство ЕС, будет расшатывать и подрывать его, указывает Шмелёв.
«Отсюда большое значение имеет развитие отношений с РФ, ЕС по-прежнему заинтересован в укреплении сотрудничества в силу крупного рынка России, в силу наличия у России природных ресурсов, нужных ЕС для того, чтобы европейская продукция была более конкурентоспособной в своём противостоянии с американской. И здесь мы видим очевидный раскол позиций и взглядов в подходе ЕС к сотрудничеству с Россией. Часть стран выступает за прекращений санкций — Германия, Франция, Италия, Испания, Греция; другие — это бывшие социалистические страны, страны Восточной Европы, Балтии, Великобритания, скандинавские страны. Этот раскол в подходах к очень важному для ЕС вопросу также подрывает стабильность в нём и, естественно, представляет вызов для трансформации ЕС», — подчёркивает эксперт.
Бедные родственники
Массу проблем Евросоюзу принесло его расширение: в своё время в ЕС стали принимать страны не по экономическим интересам, а по геополитическим. Так было, например, со странами Балтии в 2004–2007 гг., экономики которых были откровенно слабы и не соответствовали требованиям, предъявляемым к кандидатам в члены Европейского союза.
Планы по включению в ЕС новых членов тоже масштабны: идёт подготовка к приёму в союз Сербии и Черногории. Не исключено, что скоро к ним добавятся Македония, Босния и Герцеговина, может, даже Албания. «Хоть эти страны и небольшие, они создают дополнительную нагрузку на ЕС, создают дополнительные политические проблемы. Всё это осложняет ситуацию в ЕС, и это тоже не содействует политической консолидации ЕС», — уверен Шмелёв.