aif.ru counter
22.10.2019 00:53
41664

Союз построил, Вильнюс не сберег. Что стало со знаменитыми заводами Литвы?

Ионавский завод азотных удобрений.
Ионавский завод азотных удобрений. © / Улозявичюс Аудрюс / РИА Новости

Период с 1940 по 1990 гг. в Литве считают советской оккупацией и пытаются получить от России как правопреемника СССР компенсацию. Последний раз в Вильнюсе сумму потерь от нахождения республики в составе Советского Союза оценили в 30 миллиардов долларов.

Восемьдесят лет назад Литва была небольшой аграрной страной, уровень жизни в ней был одним из самых низких в Европе. Из СССР республика выходила промышленно развитым государством. «Находясь в составе СССР, Литва получила возможность развивать свое народное хозяйство в больших масштабах, чем позволяли объемы производимого ею национального дохода. Это способствовало не только быстрому восстановлению уничтоженного во время войны, но и созданию промышленного производства заново», — говорил в интервью «Литовскому курьеру» посол России в республике Александр Удальцов.

За время так называемой «оккупации» СССР потратил на Литву 72 миллиарда долларов. На эти деньги в стране строились предприятия, железные и автодороги, электростанции, порты... А что сейчас стало с некогда знаменитыми предприятиями Литвы?

Игналинская АЭС

Игналинскую атомную электростанцию построили в 1983 году. На тот момент это была АЭС с самыми мощными энергоблоками в мире. Станция обеспечивала электроэнергией не только Литву, но и соседей — латышей, белорусов, русских и эстонцев. Уже после развала Советского Союза, в 1993 году, производительность Игналинской электростанции достигла максимума — 12,26 млрд квТ/час. И даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Тогда 88% всего произведенного в Литве электричества приходилось на эту АЭС.

В 2004 году Литва вступила в Евросоюз. В 2009 году работа Игналинской станции была остановлена. Это было одним из требований Брюсселя за членство в ЕС. Литве пришлось наращивать импорт энергоресурсов, а цены на электроэнергию для населения выросли.

Кстати, Игналинская АЭС до сих пор не демонтирована — у Вильнюса на это нет денег. Мероприятие стоит более 3 млрд евро.

Игналинская атомная электростанция, 1984 г.
Игналинская атомная электростанция, 1984 г. Фото: РИА Новости/ Леонид Палладин

ТЭС «Электренай»

После закрытия Игналинской АЭС роль главного электрогенератора республике перешла к ТЭС «Электренай», которая также строилась в советский период.

В 2015 году компания Lietuvos Energijos Gamyba, владеющая «Электренаем», вывела из эксплуатации два энергоблока ТЭС — не хватало денег на обслуживание и ремонт.

Город Электренай, 1974 г.
Город Электренай, 1974 г. Фото: РИА Новости/ А. Горячев

Каунасская электростанция

Теперь роль крупнейшего источника генерации электроэнергии в стране играет Каунасская электростанция, построенная в 1960 году на деньги СССР. Конечно, до мощностей Игналинской АЭС ей далеко — Каунасская электростанция обеспечивает лишь 3% потребления электроэнергии в Литве. Но хотя бы функционирует и обеспечивает работой почти 60 человек.

Судостроительный завод «Балтия»

Дожил до наших дней и судостроительный завод «Балтия», что в Клайпеде. Построен он был в 1952 году. Девять лет назад «Балтия» объединилась с Западным судоремонтным заводом, и появилась судостроительная компания Western Baltija Shipbuilding. Теперь предприятия входят в состав эстонского концерта BLRT Group.

Во времена СССР на «Балтии» строились суда и плавучие доки. Сейчас  в основном судовые блоки, буксиры, морские суда снабжения.

Док судостроительного завода «Балтия», 1974 г.
Док судостроительного завода «Балтия», 1974 г. Фото: РИА Новости/ Борис Кавашкин

Мажейкяйский НПЗ

В 1979 году в Литве открыли Мажейкяйский НПЗ — единственное предприятие по переработке нефти в странах Балтии.

Строилось оно с расчетом на поставки советской нефти в Европу, на ответвлении с трубопроводом «Дружба». Мощность завода — 12 млн тонн сырья в год. После развала Советского Союза НПЗ несколько раз пытался купить российский «ЛУКОЙЛ». Но безуспешно. Опасаясь зависимости от Москвы, литовцы продали НПЗ американской компании Williams, которая получила льготный кредит от Вильнюса. Чтобы угодить американцам, правительство даже ввело дополнительные пошлины на ввоз топлива в Литву. Однако Williams взятых на себя обязательств не выполнила — не вложила в модернизацию предприятия 600 млн долларов, да и кредит не вернула. Все дело в том, что российские нефтедобывающие компании сократили поставки углеводородов на Orlen Lietuva.

«Мы постоянно ожидали, что Mazeikiu nafta все-таки выберется из убытков и начнет приносить прибыль, однако этого не случилось. Вести такой бизнес без поставщиков невозможно. Mazeikiu nafta обанкротилась, хотя официально никто этого не признал, и компания Williams ушла», — говорил экс-президент Литвы Валдас Адамкус.

И после ухода американцев Вильнюс не допустил россиян к Мажейкяю. В 2006 году НПЗ продали польской компании Orlen за 2,8 млрд долларов. По последним данным, Orlen вложила в предприятие 4 млрд долларов. А переработка нефти на НПЗ сократилась на 60%.

Электротехнический завод «Эльфа»

Для участия в строительстве электротехнического завода «Эльфа» в Вильнюс съезжались специалисты со всего Советского Союза. Здесь производились бытовые и военные электродвигатели, а также электропроигрыватели (магнитофоны «Спалис», «Дайна», «Эльфа», «Гинтарис»).

В наши дни на территории «Эльфы» находится концертный зал, а еще предприятие по производству электродвигателей, насосов, вентиляторов и т. д. немецкой компании Hanning.

Электротехнический завод «Эльфа». Цех по сборке магнитофона «Дайна».
Электротехнический завод «Эльфа». Цех по сборке магнитофона «Дайна». Фото: РИА Новости/ Мариус Баранаускас

Завод «Азот»

«Азот» — завод по производству азотных удобрений, который был построен в литовском городе Ионава в 1962 году. Это единственное подобное предприятие в странах Балтии. После распада Советского Союза был переименован в Achema. Сейчас штат завода превышает 1000 человек. А объем продукции составляет порядка 2 млн тонн. В основном продукция с бывшего «Азота» поставляется в страны Евросоюза.

Предприятие нормально функционировало до 2014 года, пока руководство не объявило о частичной приостановке производства. Все дело в высоких ценах на газ. Achema является крупнейшим потребителем российского «голубого топлива» в странах Балтии. В 2012 году компания закупила у «Газпрома» 1,45 млрд кубометров, в 2013 году уже меньше — 1,1 млрд кубометров. На тот момент стоимость тысячи кубометров газа обходилась компании в 470 долларов. Это порядка 80% от себестоимости продукции завода.

Как говорил генеральный директор Achema Рамунас Миляускас, из-за высоких цен на газ работа на полную мощность приносит предприятию убытки.

Напомним, в 2014 году в Клайпеде был открыт терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ), который преподносился как избавление от российской «газозависимости». Однако для предприятий закупки СПГ оказались невыгодными.

Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество