1054

Школьный секвестр. Как дети урезали госбюджет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Хлебом не корми 09/09/2015
Министр финансов уже не в первый раз рассказывает школярам о государственной казне.
Министр финансов уже не в первый раз рассказывает школярам о государственной казне. / Алексей Чеботарёв / АиФ

Нефть и газ — хорошо или плохо?

Малоярославецкую гимназию в 1996 г. построили на деньги «Газпрома», а открыл её премьер-министр Виктор Черномырдин. Сначала газовики шефствовали над учебным заведением, и гимназия ни в чём не нуждалась. Но школу перевели на баланс муниципалитета, и жизнь без шефской помощи стала скромнее.

Темой урока был бюджет России. Антон Силуанов быстро объяснил, как устроена российская бюджетная система, и перешёл к доходам и расходам страны. Доходы школьникам показали на примере 2014 г.: 19% — социальные взносы, 10% — подоходный налог, 21% — отечест­венное производство, 9% — платежи импортёров. И почти треть — от экспорта нефти и газа. «Это хорошо или плохо, что для нас так много значат неф­тегазовые доходы?» — спросил министр. «Хорошо!» — дружно закричали дети. Силуанов вздохнул: «Плохо, мы сильно зависим от цен на сырьё. Пока у нас были высокие цены на нефть, доходы превышали расходы — это называется профицит, а потом доходы стали снижаться, образовался дефицит. Вот сейчас цены на нефть упали, дефицит увеличился. Что делают люди, когда им зарплату уменьшают? Сокращают расходы». Школьники, видимо, ясно представили то, о чём говорил министр, и замолчали.

Читайте также: Нефть потопит рубль. Что ждёт российскую валюту в сентябре? >>

На диаграмме расходов рядом со скромными секторами образования, здравоохранения и культуры (11%, 9% и 3%) отчётливо выделялись главные статьи — поддержка экономики и банков, оборона и социальная политика (16%, 17% и 32%). «Какие расходы предлагаете сократить?» — спросил Силуанов. Школьники зашумели: «Оборону!», «Социальные!», «Поддержку банков!» «Кто сказал “на оборону”? — обрадовался министр. — Я тоже так считаю. Вместо того чтобы делать танки, надо тратить деньги на образование, вкладывать средства в развитие “человеческого капитала”, в наше будущее. Тогда бы вы в лучших условиях занимались...» «Расходы на оборону нельзя сокращать, обстановка в мире сложная», — не согласились с ним некоторые десятиклассники.

Как урежут «социалку»

«Нужно сократить пособие по безработице, пускай идут работать...» — с металлом в голосе заявила хрупкая девушка с первой парты. «Согласен! — поддержал школьницу министр. — Трудоспособных людей, которые получают пособие по безработице, нужно привлекать к общественным работам. Вообще у нас очень много неэффективных социальных расходов. Каждый третий человек получает помощь государства или льготы, а это триллионы рублей. Зачем пособие на ребёнка семье миллионера? Если пенсионер работает и получает хорошую зарплату, зачем ему ещё платить пенсию?»

Но не все гимназисты жаждали урезать «социалку». Первый же вопрос министру был такой: будут ли индексировать пенсии, стипендии и зарплаты бюджетникам? «Почему вас так это интересует? — удивился Силуанов. — Мы хотим пенсии, стипендии и зарплаты сохранить, но их индексацию сделать меньше». «Сохранится ли число бюджетных мест в вузах?» — спросила другая десятиклассница. «Вы куда поступать собираетесь? — спросил глава Минфина. — В медицинский? Квалифицированные врачи очень нужны. В вузах бюджетные места обязательно будут. Но надо подумать, как поднимать престиж рабочих специальностей».

«Ограничение расходов, в том числе социальных, позволит сделать нашу экономику конкурентоспособной, — сказал в заключение министр финансов. — И снизить зависимость от нефтегазового сектора. Иначе придётся прибегать к ресурсам Центробанка, что неправильно. Нам нужно поджаться».

Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество