Импортные товары дорожают — это понятно, курсы иностранных валют взлетели до исторического максимума. Но почему растут в цене вещи и продукты, произведенные в России?
Импортная составляющая
Стоимость российских товаров зависит от курса рубля, а еще от цен на аналогичные товары в соседних странах. Также почти в любом продукте так или иначе присутствует импортная составляющая, а рубль девальвировался в полтора раза, напоминает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Тот факт, что продукт выпускается в России, не всегда делает его на 100% российским, потому что оборудование, на котором его производят, может быть иностранным. Обслуживание, ремонт и сервис оборудования могут требовать затрат в валюте, объясняет руководитель отдела аналитики исследовательской компании Дарья Акимова.
«Большинство производственных мощностей, станков и оборудования, которые используются в производстве, являются импортными изделиями, — говорит стратегический и антикризисный управляющий Андрей Ковалев. — А раз они импортные, то и обслуживание, и запчасти для этого оборудования необходимо покупать за рубежом».
Еще один существенный момент — из какого сырья производится товар. Крайне редко встречаются полностью интегрированные предприятия, которым ничего не нужно покупать за границей. Как правило, в России не производятся сложные механические изделия, дорогие пищевые добавки, существенная часть химических компонентов и совсем малая часть электроники, перечисляет Ковалев.
«Простая экскурсия по столицам регионов, расположенным вокруг Москвы, например, в Тверь, может нам показать, почему происходит подорожание. На месте текстильных мануфактур расположен бизнес и торговый центр. На месте в прошлом одного из ведущих предприятий в отрасли “ХимВолокно”, находятся пустеющие цеха и т.д. Можем проехать в Иваново и постараться найти, где же находятся известные в прошлом мануфактуры, на которых делалась ткань и одежда. Жители практически каждого города могут составить список неработающих и закрытых предприятий», — подчеркивает эксперт.
Помимо импортного оборудования и комплектующих, при производстве отечественных товаров используется иностранная упаковка.
«Сырье для практически любой упаковки не производится в нашей стране либо производится в очень маленьком количестве, мощностей не хватает», — указывает Акимова.
Стоимость конечного продукта зависит от себестоимости производства, тары и товара. А себестоимость товара еще обязательно включает в себя затраты на доставку. Даже если товар перевозят внутри страны, очень часто используется лизинговый транспорт/иностранные машины, которые имеют определенную амортизацию, им требуется ремонт, запчасти и т.д. И этот фактор приводит к тому, что стоимость отечественных товаров растет.
Дорогие кредиты
Поднимая цены, предприниматели учитывают еще и рост ставок по кредитам, который есть сейчас и, вероятно, продолжится в будущем, замечает Дмитрий Янин.
«Бизнесмены понимают, что им понадобится больше денег на покупку оборудования и его обслуживание, нужно будет как-то решать вопросы логистики, которая сейчас во многом нарушена между Россией и другими странами. Для всего этого компаниям необходимы запасы финансовой прочности», — объясняет он.
Искусственный дефицит
Многие производители потеряли выход на зарубежные рынки, где они получали более высокую прибыль от реализации товаров, рассказывает доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга РГУ им. А. Н. Косыгина, директор Центра развития карьеры РГУ, бизнес-тренер Академии бизнеса и интеллектуального менеджмента, к.э.н. Наталия Мирошниченко. Поэтому, по ее словам, вполне реально искусственное взвинчивание цен с целью компенсировать потерянные на внешних рынках доходы. Все эти факторы и приводят к резкому росту цен.
«Дефицит товаров носит явно искусственный характер, поскольку производители отчитываются и демонстрируют склады, заполненные исчезнувшими с полок товарами (сахар, гречка, макароны и прочее). Эти данные подтверждает и Минпромторг», — напоминает экономист.
В кризисы рациональные факторы в экономике перестают работать, на их место приходят факторы «эмоциональные»: потребитель боится еще большего роста цен или пустых полок. Это запускает ажиотажный спрос, покупку впрок. «У жителей нашей страны такой страх уже носит “генетический характер”. Кстати, с этим же связан ажиотаж со снятием наличных денег в банкоматах. Помимо потребителей демонстрировать иррациональное поведение начинают сети, которым нужен стабильный ежедневный спрос, и они начинают придерживать товар на складах, выкладывая его на полки дозированно. Это тоже обоснованно, поскольку ажиотажный спрос может смениться резким его спадом (люди сделают запасы, и их надо будет потреблять), а это уже грозит торговым сетям разрывом логистических цепочек и нарушением бизнес-процессов», — поясняет Мирошниченко.