Сделано в России
Много ли мы видим на прилавках магазинов отечественных товаров? Увы, импорт давно уже вытеснил их, а его массированная пиар-поддержка создала у простого обывателя впечатление, что товары российского производства обязательно некачественные.
В Министерстве промышленности и торговли РФ утверждают, что это далеко не так. В стране выпускается вполне достойная продукция. Министерство, заинтересованное в продвижении её как на внутреннем, так и на внешнем рынках, разрабатывает систему подтверждения качества российских товаров.
«Основной акцент мы хотим поставить на сочетании бренда «сделано в России» с сертификатом качества», — разъясняет министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Вообще-то, у нас проводится много конкурсов и вручается много премий. И чуть ли не каждый производитель при рекламе своих товаров публикует то медаль, то диплом, а иногда и несколько наград. Но, по словам министра, все эти конкурсы, которые организуются регионами или экспертными сообществами, нацелены в основном на продвижение компаний-производителей. Министерство же собирается отмечать не производителей, а их товары, качество которых того заслуживает.
И российский «Знак качества» «будет выдаваться на конкретный продукт» — как и его советский предшественник, как и «родственники» в других странах. Продукт этот «должен соответствовать тем требованиям, которые сегодня предъявляются как международными, так и российскими потребителями». Соответственно, знак поможет сформировать и у наших граждан, и у жителей других стран ассоциацию: российское — значит, лучшее.
В контексте и вне его
Чтобы определить, каким будет этот заветный знак, Минпромторг объявил всероссийский открытый конкурс на разработку его изображения. Он проводился в сотрудничестве с Фондом поддержки современного искусства «Винзавод» — в рамках его проекта «Территория дизайна» — и стал одним из самых масштабных и амбициозных проектов в области современной промышленной графики.
Около 500 работ прислали дизайнеры из разных регионов страны — как именитые, так и начинающие, в том числе студенты профильных специальностей. Во многих работах легко читается исторический контекст. Другие созданы вне такого контекста и утверждают современные тенденции.
«Вещи необходимо называть своими именами. Точнее — своими привычными именами. Визуальное решение знака — конечно, прямое графическое обращение к «Знаку качества» СССР», — так прокомментировал свою работу Дмитрий Мордвинцев, который сотрудничал с создателем советского «Знака качества» Валерием Акоповым.
А вот комментарии других авторов:
«Знак представляет собой соединение двух геометрических фигур: пятиугольника и звезды, давно и прочно ассоциирующихся у большинства жителей страны с символами силы, государственности, надёжности и качества».
Елена Ниасова, Челябинск
«Знак «Пятиконечная звезда» подчёркивает качество товара и ассоциируется со звездой на Кремлёвской башне».
Александра Кудрявцева, Санкт-Петербург
«Золотое сечение выбрано как образ идеала, к которому должен стремиться каждый продукт, отмеченный этим знаком».
Елизавета Пугина, Москва
«Медведь — это символ России, который гордится своей исключительностью».
Леонид Фейгин, Москва
Деньгами не измерить
Оргкомитет конкурса сначала определил 10 работ — финалистов, а затем выбирал из них самую достойную. Но голосовали не только профессионалы из оргкомитета. На площадке Министерства промышленности и торговли в «Живом журнале» шло открытое голосование в дополнительной номинации: «Лучший «Знак качества» — выбор общественности».
Наконец, итоги подведены. В одной из галерей «Винзавода» выставлены все лучшие работы участников конкурса, и эта выставка продлится до 10 февраля. Здесь же вечером 6 февраля состоялась торжественная церемония, на которой министр Денис Мантуров назвал имя победителя: в обеих номинациях — и «Выбор общественности», и голосование оргкомитета — им стал Дмитрий Мордвинцев — тот самый, который решил, что вещи необходимо называть своими именами, и поместил в знакомый с советских времён пятиугольник букву «к».
Ему достался, конечно, заявленный условиями конкурса денежный приз. Но главное — не измеряемая никакими деньгами счастливая возможность видеть в будущем свой знак на лучших российских товарах.