Этим летом отмечается 90-летие Северного морского пути.
В 1932 году экспедиции Отто Шмидта впервые удалось пройти Севморпуть за одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». 28 июля судно вышло из Архангельска, а спустя два месяца достигло (уже без винта, который срезал лёд, и на самодельных парусах) Берингова пролива. Сегодня современные ледоколы проходят этот путь всего за одну-две недели, а трасса становится всё оживлённей. Если во времена СССР максимум грузоперевозок был зафиксирован в 1987 г. и составил 6,5 млн тонн, то в 2021 г. по СМП перевезли уже 35 млн тонн нефтепродуктов, руды, сжиженного газа, рыбы и других товаров. Накануне юбилея aif.ru встретился с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым, чтобы обсудить будущее Севморпути и живущих вдоль него людей.
Сколько бизнес «закопал» в вечную мерзлоту
Юлия Кремнева, aif.ru: Алексей Олегович, на питерском форуме прозвучала цифра — больше 100 млн тонн грузов, которые будут перевозиться по Севморпути в ближайшие годы. Неужели это реально?
Алексей Чекунков: Конечно, реально. Для этого мы сейчас мы строим ледоколы, аналогов которым нет в мире. Ежегодно крупнейшие компании (Новатэк, Роснефть, Норникель и др.) вкладывают 2 трлн руб. в проекты вдоль Севморпути, которые дадут увеличение грузопотока. Параллельно с СМП развиваются нефтегазовые и металлургические проекты, а это триллионы инвестиций, которые частный бизнес уже «закопал» в вечную мерзлоту. В современном понимании Севморпуть — это не длинный караван судов в сопровождении ледокола, а виртуальный мост, состоящий из 5 секций от Карских ворот до Берингова пролива. Каждая будет обслуживаться своей ледокольной группой. Сегодня строятся 4 новых ледокола, но нужно еще 6. Транспортный флот, который повезет грузы, тоже должен быть особенный — ледокольного класса. Бизнес уже размещает заказы на создание таких судов. Для нормального функционирования Севморпути необходимы порты, бункеровочные мощности, навигационная связь, спутниковое покрытие, которым сейчас занимается «Роскосмос». Кроме того, надо помнить, насколько хрупка местная природа. Авария с участием судна с грузом повышенного класса экологической опасности может нанести Арктике непоправимый вред, не говоря уже о рисках для жизней людей. Поэтому аварийно-спасательная инфраструктура должна работать как часы. По нашей оценке, для развития маршрута требуется более 300 млрд руб. дополнительных инвестиций до 2030 г. Но все они окупятся грузопотоком.
Как поднять зарплаты и построить жилье
— Как оживление Севморпути отразится на жизни людей?
— Почему люди исторически ехали на Север и Дальний Восток? В советское время формула была «романтика и рубли». Романтика — это хорошо, но и рубли были не менее важным фактором. Новая реальность объективно вынуждает нас биться за каждый инвестпроект, потому что мы знаем — бизнес, придя на территорию, захочет развиваться и получать прибыль, а для этого нужны специалисты, которым нужны хорошие условия жизни. Есть отрасли, в которых нет проблем с уровнем зарплат. Но есть социальная сфера, где зарплаты людей зависят от бюджета. Поэтому Дальний Восток и Арктика пользуются особым вниманием — здесь реализуются программы «Земский доктор», «Земский учитель», применяется дальневосточный коэффициент, который увеличивает выплаты в два раза. Одна из проблем, стимулирующих отток людей с Дальнего Востока — качество образования. У нас из 75 вузов всего 4 в российском топ-100. Большая часть из тех, кто уезжает учиться, в итоге не возвращаются, а впоследствии перевозят и родителей. Поэтому мы создаем условия для повышения качества высшего образования, строим новые студенческие кампусы в Хабаровске и Владивостоке.
— Уже два года существует «дальневосточная ипотека» под 2%. Оправдала ли она надежды?
— Ни одна мера не работает сразу, особенно если у нее нет аналогов. Только спустя время можно будет подводить какие-то итоги. В целом «Дальневосточная ипотека» — это отличный инструмент, почти 180 млрд руб. уже выдано, 44 тыс. семей стали её участниками. Благодаря ей активизировались и застройщики, которые понимают, что они гарантированно продадут жилье.
— На форуме в Питере президент отдельно акцентировал внимание на дальневосточных городах и подчеркнул, что будут выделены дополнительные деньги на их развитие...
— Даже маленькие населенные пункты должны стать уютными и любимыми. Например, поселок Палатка в Магаданской обл. внесен в Книгу Рекордов Гиннеса по количеству фонтанов на душу населения. А вот Владивосток даже нормальной набережной не имеет, хотя, по сути, является визитной карточкой Дальнего Востока. И я очень рад, что сейчас формируется проект новой точки притяжения приморчан и гостей региона. В Благовещенске реализуется «Золотая миля» — участок намывной территории на набережной Амура площадью 40 га — достраивается «Трибуна Холл», строится канатная дорога Россия-Китай, которая сама по себе уже будет аттракционом. В проекте — музей динозавров.
— А что с транспортной доступностью Дальнего Востока? Станет ли он реально доступным для жителей других регионов страны и корреного населения?
— От Байкала до Тихого океана создана сеть хороших аэропортов, которые будут биться за увеличение количества рейсов. Сейчас мы из авиакомпании «Аврора» путем субсидирования создали единый пассажирский авиа-кластер, запустили первые социальные маршруты, которые пользуются высоким спросом. За счет авиасообщения будет развиваться и трансграничный экспорт впечатлений в азиатском направлении — это будущее, которое неизбежно даже при наличии искусственно создаваемых препятствий. За счет снижения стоимости билетов начал развиваться и внутренний туризм — помогла в этом не только пандемия. Только в прошлом году из госбюджета было субсидировано около 16,6 млрд руб. на перелеты на Дальний Восток, который, если так задуматься, уже перестал быть таким дальним, как кажется на первый взгляд. И это начинают понимать не только жители России, но и бизнес-партнеры, которые начинают осознанно склоняться к тому, что стоит идти на восток.
Прямая речь:
— При подсчете эффективности Севморпути надо учитывать не только объем грузоперевозок, но и финансовую составляющую. Вклад в ВВП страны до 2035 г. за счет уже проинвестированных проектов — это 35 трлн руб. Еще 13,5 трлн — доходы федерального бюджета.
— Мы доказали, что можем создавать проекты мирового уровня, сопоставимые с масштабными стройками века времен СССР. В ДФО реализованы такие проекты, как Удокан (крупнейшее месторождение меди), «Сила Сибири», создается газохимический кластер в Амурской обл. Весь мир теперь знает, что такое газ и нефть Ямала, металлургические комбинаты Норильска, удобрения Кольского полуострова. Всего в разной стадии реализации находится более 3 тысяч проектов.
— Будем строить 4 плавучих атомных электростанции для энергоснабжения Баимского ГОКа. А на новых очередях проектов Новатэка на Ямале строятся гигантские плавучие заводы по сжижению газа. Для этого в Мурманске построен специальный «завод по производству заводов» — сооружение длиной в полторы Эйфелевы башни и высотой с 25-этажный дом.
— В бухтах Сероглазка и Бичевая разместятся крупнейшие перевалочные базы для СПГ. Тяжелым, ледового класса газовозам трудно, да и незачем идти в теплые воды, поэтому Камчатка, как нельзя лучше, подходит для перераспределения таких грузов. Там же имеет смысл создать рыбопромышленный хаб. Оттуда дальневосточная рыба сможет отправиться в западные части России.