Примерное время чтения: 4 минуты
446

«Вложения в этот регион уже окупились». Чем живут Дальний Восток и Арктика?

Александр Кряжев / РИА Новости

Изменение климата, технологий и государственной политики — основные вызовы, которые стоят сейчас перед Дальним Востоком. Такое мнение на сессии Валдайского клуба «Глобальные вызовы и возможности для Дальнего Востока и Арктики» в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) высказал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Эксперты считают, что потенциально катастрофические природные явления могут быть усугублены шоковыми международными решениями.

Что «Валдай» обсуждал на ВЭФ?

Международный дискуссионный клуб «Валдай» — один из постоянных участников Восточного экономического форума. В этом году клуб принимает участие в работе ВЭФ уже пятый раз. В предыдущие годы «валдайские» сессии на форуме были в основном посвящены «повороту» России на Восток. И действительно, после присоединения Крыма и ухудшения отношений с Западом сотрудничество с восточными странами оказалось для России жизненно необходимым. Сегодня, уверены эксперты, этот поворот можно назвать свершившимся фактом. Поэтому сейчас стоит обсуждать «качество» этого присутствия, заявил председатель Совета Фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий

И конечно, экспертам и гостям Валдайского клуба, среди которых были вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, было интересно понять, как на российском Дальнем Востоке и в Арктике отражаются новые тенденции и перемены, которые происходят с миром. Речь об изменении климата, пандемии коронавируса и многом другом.

О том, как российский Дальний Восток развивался в последние годы, в начале сессии поведал Юрий Трутнев. По его словам, общие затраты на создание преференциальных зон в этом регионе с учетом строительства, инфраструктуры, всех налоговых льгот за последние годы составили 81 млрд рублей. «Доходы бюджета от деятельности предприятий, несмотря на то, что они работали в режиме льгот, составили 123,1 млрд. То есть 43 млрд мы уже получили в виде дополнительных поступлений в бюджет, покрыв полностью расходы», — сказал Трутнев. 

По его словам, в правительстве развитие Дальнего Востока рассматривается как быстроокупаемый и высокорентабельный проект. «Индекс промышленного производства в ДФО в два раза выше всероссийского. Объем накопленных инвестиций в ДФО составил $80 млрд. Создана 81 тыс. рабочих мест, до конца года их будет 84 тыс. Новых предприятий уже построено 417», — рассказал полпред. Инвестиции в основной капитал на Дальнем Востоке превышают на 39% среднероссийский уровень. А темпы роста валового регионального продукта возросли в два раза, начиная с 2013 года, добавил Трутнев.

Как влияют на регион экологические изменения? 

Важнейшей проблемой, которая сейчас стоит на пути развития Дальнего Востока и Арктики, является изменение климата с его экономическими и политическими последствиями, высказал свое мнение глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. По его словам, климатические метаморфозы могут стать новой догмой в международных отношениях, поменяв правила игры. И потенциально катастрофические природные явления могут быть усугублены шоковыми международными решениями.

Впрочем, «зеленая повестка» открывает для дальневосточных и арктических регионов России и новые возможности. По мнению Чекунова, регион должен стать центром климатических проектов. «В правительстве формируется пакет предложений по созданию свободной экологической зоны „Экспорт Дальний Восток“, который позволит региону стать в перспективе „мировой климатической столицей“», — сказал он. А российское правительство уже создаёт для арктического региона преференциальный режим, опираясь на дальневосточный опыт, рассказал Юрий Трутнев. 

Каковы перспективы Севморпути?

Среди наиболее перспективных проектов эксперты назвали Северный морской путь. Этот маршрут открылся в результате таяния льдов. По словам замгендиректора корпорации «Росатом» Вячеслава Рукши, уже сегодня по Севморпути перевозится в пять раз больше грузов, чем во времена СССР, причём большей частью является товарная продукция, а не продукты жизнеобеспечения населения. «Главной задачей на сегодняшний день является переход к регулярной круглогодичной навигации», — отметил Рукша. 

Выгоды Севморпути могут заинтересовать и европейские страны, считает профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дисэн. «Обеспечивая более короткое сообщение между Европой, Россией и азиатскими странами, он откроет новую страницу развития как региона в целом, так и России», — считает он. Севморпуть может стать сильным конкурентом для пути через Суэцкий канал. В то же время третьи страны могут попытаться ограничить потенциал развития этого проекта, например, посредством санкций, говорит эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах