Реально ли сделать зарплаты учителей одинаковыми по всей России?
В Совфеде предложили сделать зарплаты учителей одинаковыми по всей России. С просьбой проработать этот вопрос в рамках нацпроекта «Образование» к правительству обратился Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Представители сферы образования идею поддержали и выразили мнение, что зарплата педагогов должна быть в два раза больше минимального размера оплаты труда или не меньше двух прожиточных минимумов в регионе.
Как сейчас оплачивается труд учителей?
Сегодня единой системы оплаты труда педагогов не существует. По сути, за одинаковую работу учителя получают совершенно разные зарплаты. Как рассказал в интервью «Известиям» заместитель руководителя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов, сегодня систему оплаты труда в каждом учреждении системы образования устанавливает его учредитель. В школах это обычно муниципалитет. При этом вопрос зарплаты фактически находится в ведении региональных властей. В некоторых регионах базовый оклад может быть меньше минимального размера оплаты труда почти в два раза.
Возможно ли создать единую систему вознаграждения труда учителей?
Согласно статистике Росстата, в январе-сентябре 2019 года размер средней зарплаты учителя общеобразовательной школы составил 40 337 рублей. Самые высокие зарплаты зафиксированы на Чукотке, где в среднем преподаватели получают 99 042 рубля. В пятерку лидеров также входят Ямало-Ненецкий автономный округ (97 530 рублей), Москва (97 282 рубля), Сахалин (86 760 рублей) и Ненецкий автономный округ (79 831 рубль). Меньше всего зарплата у учителей Северной Осетии — Алании. Средний заработок педагогов в республике не достигает 22 тысяч рублей в месяц. За ней следуют Кабардино-Балкария (22 139 рублей), Карачаево-Черкесия (22 203 рубля), Ингушетия (22 291 рубль) и Дагестан (23 046 рублей). Чуть больше получают учителя в Ивановской области (23 897 рублей), Чечне (23 929 рублей) и Мордовии (24 434 рубля).
Сделать одинаковой оплату труда во всех регионах России в короткие сроки невозможно, считает депутат Госдумы, член Комитета ГД по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев.
«В свое время хотели создать отраслевую систему оплаты, которая не давала бы возможности директору получать зарплату в пять раз больше, чем минимальная зарплата сотрудника. Это делалось для того, чтобы заработала система стимуляции, чтобы люди стремились что-то сделать, стремились побольше заработать. Но сделать это до конца не получилось. Поэтому говорить „давайте уменьшим то, увеличим другое“ — не получится. Нужно думать глобально обо всей отрасли образования, в том числе начального образования, просвещения, науки. Если мы будем из этого исходить и посмотрим все законодательные акты, то можно найти нормальный выход из этой ситуации», — говорит Сафаралиев.
Какие сложности могут возникнуть при уравнивании зарплат?
Сегодня заработная плата учителя имеет не самую простую систему расчета. В ней есть базовая часть, компенсационные выплаты и выплаты за квалификацию и стаж. В Москве учителя имеют стимулирующие выплаты в виде городских надбавок, а также ежемесячную доплату в 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках. В регионах таких выплат нет.
Небольшие дополнительные выплаты имеют учителя сельских школ. За работу в сельской школе учителю доплачивают 25%, учителю школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой — 50%, а заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство, — 20%. Также учителя в сельской местности имеют право на компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
«Сегодня нельзя, например, уравнять зарплату сельского и городского учителя, хотя в России учителя преподают по одним федеральным стандартам. Для решения проблемы местные власти должны способствовать тому, чтобы региональные учителя приезжали к ним, работали и вели уроки. Но если устанавливать зарплаты исключительно для города и для села, то так ничего с выравниванием зарплат не получится. Муниципальные власти должны работать со школами, а если у них не получается, то тогда должны подключаться региональные органы управления», — говорит Сафаралиев.
В Администрации президента РФ вопрос о приведении зарплат российских учителей к единому знаменателю пока не обсуждался, но, как заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, в Кремле видят риски такого решения.
Неперспективным называет данное решение и руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. По его мнению, идея является очень хорошей, но на сегодняшний день единая система вознаграждения труда учителей нереализуема.
«У нас уровень зарплат сильно разнится от региона к региону. Если мы будем выравнивать ее и зарплата в отдельных регионах у учителей вырастет настолько, что она будет перекрывать среднюю по региону в три, четыре, а то и в пять раз, то ничего хорошего это не принесет. Если уж и говорить о выравнивании зарплат учителей, то нужно говорить о выравнивании средней зарплаты в целом по России, даже не по конкретной профессии, а в среднем по регионам и по стране. Тогда эта инициатива будет иметь и смысл, и продолжение. Сейчас говорить об этом преждевременно», — считает Панин.
По мнению руководителя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, сложности в реализации такой инициативы заключаются еще и в плане бюджетного финансирования. «Зарплата преподавателя складывается из разных источников, в ней заложена не только базовая часть. И ее выплачивают не только муниципалитеты и региональный учредитель. Существуют еще и субсидии федерального бюджета. Поэтому все сложно. Когда предлагают добавить, тут же возникает вопрос: а сколько? Сколько должен добавить федеральный бюджет, сколько — региональный и сколько — муниципальный? Поверьте мне, сразу начнется торг, все сразу станут ссылаться в сторону федерального центра и говорить, что вы нам должны и что вы обязаны, поскольку на местах денег нет. У федеральных властей бюджет тоже не резиновый. Поэтому сложности в этом плане, конечно же, возникнут», — полагает Панин.