Резко сократив торговые отношения с Западом, Россия всё больше поворачивается в сторону своих восточных соседей. В первую очередь Китая и Индии.
На сколько вырос торговый оборот между нашими странами? Какими товарами обмениваемся?
Как Россия помогает Китаю выйти из долларовой зоны
Китайцы прогнозируют рост торговли между РФ и КНР по итогам года до 200 млрд долл., что должно стать новым рекордом. Обороты торговли двух стран растут уже сейчас, и очень быстро. Поскольку российские данные по экспорту и импорту с недавних пор засекречены, приходится верить китайской таможне.
«Мы продали в июле золота в Китай на 109 млн долларов, – рассказывает директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов. – И это огромный рост – на 4800% больше, чем год назад. Россия – крупный производитель золота, второй в мире, всего мы производим около 300 тонн в год. Китаю мы продаём золото со скидкой, причём приличной. Точные цифры неизвестны, но обычно скидка составляет 20–30%. КНР покупает золото не только в России, но и в Канаде, и в США. Чаще всего из импортного золота изготавливаются платы и микроэлементы для электроники. Для нас эта продажа золота Поднебесной выгодна, потому что целый ряд стран – США, Англия, Канада, Япония, ЕС, Швейцария – в июне запретили импорт российского золота. Проданное КНР золото было всё равно предназначено на экспорт. Но помимо того что Китай приобрёл наш экспортный товар, стоит помнить, что он таким образом уменьшает долларовые запасы, наращивает золотое обеспечение юаня. Рост закупок Китаем золота показывает, что КНР ускоренно отказывается от доллара».
Россия заметно увеличила не только денежный объём, но и массу поставки энергоносителей – нефти и нефтепродуктов. Дополнительно Россия расширила поставки в Китай угля примерно на 30% (это плюс ещё 20 млн т). «Впрочем, рост торгового оборота между Россией и Китаем не так сильно связан с подорожанием энергоносителей, как могло бы показаться, потому что Россия продаёт газ и нефть по ценам значительно ниже рыночных, – отметил эксперт. – Не меньше энергоносителей очень серьёзно вырос экспорт в страну и продуктов российского агропрома».
Растёт не только вывоз товаров из России в Китай, но и ввоз китайской продукции. «Уже начался и до конца года мы ожидаем значительного роста продаж китайских автомобилей, – говорит А. Маслов. – Причём преимущественно в люксовом и премиальном секторах. Это есть и будет отныне заметная для нас статья китайского импорта. Важно, что мы при этом настаиваем на локализации не менее 70% импортной продукции. А значит, к нам будут привозить не только товары, но и станки и оборудование, где российские сотрудники будут обучаться стандартам качества «мастерской мира».
«И наконец, товарооборот с Китаем – это параллельный импорт, – заключил эксперт. – Который идёт в Россию двумя путями: через КНР и другие страны ближнего зарубежья в Казахстан либо напрямую через Дальний Восток. Первый вариант самый распространённый. Таким путём везут прежде всего электронику и её компоненты».
Чего боятся индийские компании
«В индийском ТЭК Россия активно расширяет свои позиции, — рассказала научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Лидия Кулик. — Открываются новые возможности и для новых взаимных инвестиций. Индийские госкомпании изучают возможность замещения выбывающих западных партнеров в крупных российских проектах. Большую осторожность проявляют крупные частные корпорации из Индии, у которых есть партнерства на Западе».
Если в предыдущие годы Россия и Индия с трудом пересекали отметку в 10 млрд долларов, то уже сейчас торговля превышает тот объём, что был в 2020-м. «Цель – 30-миллиардный оборот к 2025 г., и она вполне достижима», – считает индолог.
Интересно, что помимо поставок нефти, газа и угля у нас развивается и двустороннее сотрудничество промышленных предприятий друг с другом. «И это не только про крупные предприятия, но и про средний бизнес», – отмечает эксперт. Кооперация началась в легпроме и фармацевтике, а также в области цифровизации.
«Самая большая проблема нашей торговли – неразвитость торговых путей и транспорта, – говорит Л. Кулик. – Только начали работать коридоры «Север – Юг» через Иран и Мумбаи – Санкт-Петербург, но пока не активен маршрут Ченнаи – Владивосток. Поставки товаров народного потребления будут более заметны с развитием этих путей».