Примерное время чтения: 6 минут
8562

Правительство чуда. Что надо сделать новым министрам, чтобы изменить Россию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Отгремели праздники... А ветераны по-прежнему ждут жилья 09/05/2018
Перед началом пленарного заседания Государственной Думы РФ.
Перед началом пленарного заседания Государственной Думы РФ. / Алексей Дружинин / РИА Новости

Чтобы не отстать от остального мира, в следующем десятилетии Россия должна стать другой. Образ будущего нарисовал Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Это продолжительность жизни за 80 лет, как в Германии и других европейских странах. Это пятая экономика мира вместо нынешнего 12-го места. Это ВВП на душу населения в 1,5 раза выше. 

Команде, которую формирует сейчас президент, предстоит снова раскочегарить экономический рост. Сделать это будет сложнее, чем в начале 2000-х. Теперь экономика должна расти не за счёт экспорта сырья, а благодаря обрабатывающим и высокотехнологичным отраслям, за счёт более бережного и эффективного использования труда и знаний людей. Предстоит сделать то, что не удалось за последние 50 лет ни в СССР, ни в России. Причём не в самых комфортных условиях: внутренние финансовые ресурсы страны ограничены, а западные санкции ослабили приток инвестиций и технологий из-за рубежа. Как действовать, чтобы российское экономическое чудо вопреки всему стало реальностью?

Нужно развернуть курс!

- Темпы роста ВВП в России ниже среднемировых - всего 1,5% против 3,5% в 2017 году. Но мы можем добиться годового прироста даже в 5-7%, если изменим экономическую и финансовую политику, -  утверждает зав­отделом Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. - Сегодня очень велико налоговое и административное бремя, кредиты малодоступны, рубль переоценён. Инфляция подавлена, но только розничная: цены промышленных производителей в прошлом году выросли на 8%. Доля государства в экономике всё время растёт, а доля среднего и малого бизнеса сужается. В стране создана экономика наказаний, поручений, «костылей», где рост возникает искусственно только на отдель­ных участках. 

Нужно развернуть курс! Необходимо создать экономику стимулов, где бизнес получает налоговое, кредитное, валютное поощрение. Пусть это будет экономика поощрений для всех, кто готов генерировать идеи и принимать на себя риски. Тогда мы получим то, что называют государством развития: всё подчинено росту экономики, улучшению качества и увеличению продолжительности жизни людей. 

Надо бороться за универсальную экономику, размеры которой не зависят от рынков сырья. В сырьевых отраслях занято только 10-15 млн человек, но все остальные тоже должны иметь возможность достойно зарабатывать. И максимум стимулов для прямых иностранных инвестиций! Они всё равно придут, даже несмотря на санкции, потому что никто не сможет устоять перед экономикой, которая быстро растёт. Все конфликты с западными странами будут тогда заморожены и обороноспособность России будет выше. Нельзя ощетиниваться: мол, мы сами сделаем всё, что нужно стране. Международная изоляция - это тупик. Нужно укреплять безопасность и развивать социальную сферу, опираясь на растущую экономику, которая технологически связана со всем миром.

Бороться с бедностью

- Новое правительство будет вынуждено вернуться к теме, которая, как казалось, уходит в прошлое. Это бедность, - выделяет главную социальную проблему директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. - На пике экономического роста 2000-х годов доля граждан, живущих за чертой прожиточного минимума, сократилась до 10,7%. Но сейчас людей, которые не могут сами себя прокормить, уже 14%. При этом в России нетипичные бедные. Во всём мире это безработные, инвалиды, многодетные семьи. А у нас активно работающим людям не хватает зарплаты на нормальную жизнь уже после рождения второго ребёнка. 

Все остальные социальные сферы тоже нуждаются в развитии. Но борьба с бедностью - это первично в том числе и потому, что решение этой задачи влечёт за собой решение всех остальных. У бедного человека все силы уходят на выживание, он не может полноценно пользоваться даже бесплатными гос­услугами, не говоря про дополнительные расходы на лечение, учёбу, накопления на старость. Поэтому, направив бюджетные средства на сокращение бедности, мы улучшим результат в других сферах - здравоохранении и образовании.

Что нужно делать? Увеличивать суммы постоянных прямых пособий тем, кто не может зарабатывать сам, - детям и пенсионерам. Главное - действовать адресно, выделить тех, кто действительно нуждается в поддержке. Такой подход окажется более эффективным, чем направлять те же средства через систему образования и здравоохранения. Бедные семьи по­тратят деньги на конкретные товары и услуги, что будет стимулировать рост потребления в стране. Это прозрачная и всем понятная схема. А что происходит с бюджетными миллиардами, вкладываемыми в медицину, школы и университеты, часто понять невозможно. Эти сферы по-прежнему «чёрный ящик». 

Строить за счёт сбережений

- Несмотря на санкции, фундаментальных угроз финансовой системе страны сейчас нет, - оценивает стартовые позиции нового правительства бывший глава Центробанка, заведующий кафедрой финансов и кредита экономического факультета МГУ Сергей Дубинин. - У России положительный платёжный баланс: экспорт стабильно превышает импорт. Накоплены огромные золотовалютные резервы, рекорд­но низкая инфляция - 2,5% по итогам 2017 года. Курс рубля в ближайшие годы может колебаться, но нужно обязательно сохранить плавающий валютный курс и преемственность в государственной финансовой политике.
Важно, чтобы все люди, включая  бизнесменов, поверили: достигнутая финансовая стабильность - это надолго. Тогда они станут увереннее смотреть в будущее и появится возможность намного активнее, чем сегодня, использовать для финансирования новых проектов национальные сбережения - свободные день­ги предприятий и населения. Это много: 30-35% от российского ВВП. Но компании и граждане предпочитают откладывать накопленные суммы на чёрный день, а в инвестиции идёт только 20% ВВП. 

Привлечь эти деньги в экономику можно через продажу гособлигаций и предоставление госгарантий по долгосрочным кредитам, которые бизнес привлекает в стратегически важные частно-государственные проекты. Например, такие, как строительство платных дорог и мостов. А самим инвесторам, их финансирующим, стоит предоставлять льготу по налогу с доходов по ценным бумагам. Да, сначала это уменьшит приток денег в бюджет, но позволит создать стимул для увеличения налоговой базы в будущем. 

Такой непростой выбор между текущими и стратегическими задачами новому правительству придётся делать постоянно. Приоритет должен отдаваться решениям, стимулирующим экономическое развитие страны. Например, поднять налоги или оставить как есть? Желательно повышения избежать. Такие новшества отпугивают инвесторов, снижая их уверенность в будущем.

Оцените материал
Оставить комментарий (18)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах