При реализации целевого сценария «ускоренная адаптация» планируется, что экономика России к 2030 году превысит на 17% уровень 2021 года. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на близкий к правительству источник, который опирался на выступление министра экономического развития Максима Решетникова. Действительно, отмечает и федеральный чиновник — собеседник издания — который был знаком с ходом совещания, такая оценка была названа. Предполагалось, что в 2024-2025 гг. рост ВВП составит 2,6%, далее по нарастающей ближе к 3%, уточнил он. Прогноз на 2023 г. он не назвал, сославшись на чувствительность продолжения дискуссии по поводу этой оценки.
Совещание проходило 30 августа под председательством премьер-министра страны Михаила Мишустина. По поручению главы правительства были подготовлены, в том числе и Минэкономразвития, сценарии развития экономики страны, рассчитанные до конца десятилетия. Предложенные системные решения должны поспособствовать преодолению спада и выходу на устойчивый рост уже через два года. Позитивную динамику связывают со внутренним ростом — и потреительским, и инвестиционным. На профильных сессиях были выработаны приоритетные направления работы.
Источники «Ведомостей» отмечают, что еще летом ожидалось, что рост ВВП к 2030 году окажется на уровне 8,5% в сравнении с 2021 годом. Сейчас же в планах рост ВВП по 2% в год с 2023-го, в 2028-2030 гг. рост составит уже 3%. Тогда темп роста составит 30% в сравнении с 2021 годом, реальные же доходы населения повысятся на 20% за этот период.
Министерство рассматривает сразу несколько сценариев — инерционный, стрессовый и целевой. Первый определяется логикой санкций — и введенных, и возможных, а также ограничений, связанных с ними. В нем предусмотрен не только более глубокий провал в 2022-2023 гг., но и снижение потенциальных темпов роста. Стрессовый вариант предусматривает одновременное ухудшение состояния мировой экономики и резкое ужесточение санкционного давления.
Как говорят источники издания, к 2030 году ожидается, что структура экономики серьезно изменится: доля экспортно-ориентированных отраслей сократится, это будет компенсировано увеличением доли обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок, а также IT, строительства, туризма, культуры, здравоохранения, образования.
Как будут действовать
В планах, на которые ссылаются источники «Ведомостей», получить эти показатели можно с помощью новой социально-экономической программы. Ее уже начали разрабатывать. С начала лета в правительстве шли стратегические сессии, касающиеся ключевых направлений развития. На совещании у премьер-министра были подведены промежуточные итоги разработки ведомствами отраслевых программ. Прогнозируются следующие предложения по стратегии:
- Развитие транспорта и логистики — они нужны для новых потребностей в экспорте и импорте, включая ТЭК. Тут основными нюансами должны стать прирост грузопотока по основным транспортным коридорам, увеличение объемов поставок продукции ТЭКа, которые переориентировались с Запада на Восток.
- Поддержка проектов, посвященных импортозамещению. В части решений предполагается реализация коротких рыночных инициатив, чтобы получить быстрые и ощутимые эффекты. Также планируются и системные мегапроекты с господдержкой. Были подготовлены заказы для промышленности по конкретным позициям со стороны отраслевых групп. Стимулировать импортозамещение планируется за счет бюджетного финансирования и гибкой таможенно-тарифной политики. Сложные проекты потребуют поддержки из казны «полным рублем», чтобы гарантировать их завершение. На этом фоне планируется рост локализации по конкретным товарам, рост доли российской продукции в потреблении по группам.
- Обеспечение технологической самостоятельности, то есть рынку должны быть доступны все необходимые технологии. Тут отдельное внимание отечественным разработкам и импорту. Отмечается, что понадобятся настройка и приоритизация государственного технологического заказа и прямой заказ со стороны промышленности.
- Цифровизация — тут должна быть создана собственная IT-основа на основе оборудования и ПО. В числе важных направлений — цифровизация реального сектора, обеспечение доступности полных линеек ПО, которые заменят западные, ушедшие из страны.
- Поддержка частной инвестиционной активности — тут в планах использовать меры таможенно-тарифного регулирования и кредитование, с помощью чего будет активизироваться импорт оборудования. Подключат и средства ФНБ для финансирования крупных долгосрочных проектов, госгарантии и поручительства, инструменты институтов развития.
- Обеспечение достаточных финансовых ресурсов, чтобы перенастроить экономику, включая закрытие доступа к западному финансированию. Здесь должна быть поддержка развития фондового рынка и банковского сектора.
- Повышение гибкости рынка труда — тут подразумевается облегчение территориальной мобильности населения и межотраслевого перетока рабочей силы.
- Развитие предложения в отраслях, которые нацелены на растущий спрос внутри страны. Это такие сферы, как жилье и ЖКХ, культура, спорт и другие.
- Развитие соцсферы — все принятые обязательства обязательно будут выполняться. Также в планах усиление программ импортозамещения в здравоохранении с помощью развития отечественной фармпромышленности, медтехнологий и т. д.
- Региональное развитие.
- Развитие интеграции в ЕАЭС и работа со странами-партнерами. Здесь сотрудничество будет строиться и в сфере взаимной торговли, и в плане производственной кооперации.
Каждый блок предусматривает свои KPI. По итогу принятых мер бюджетный дефицит может вырасти, при этом не в ущерб долгосрочной макростабильности.
Могут ли быть такие результаты?
По мнению экспертов, оценивающих такие планы, все представленные сценарии могут быть реализованы. Как отметил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, целевой сценарий предполагает, что к 2025 году Россия выйдет на уровень 2021 года. И это можно назвать сверхзадачей правительства.
Также эксперт отмечает, что Минэкономразвития исходит из невозможности структурной адаптации без принятия концепции дефицитного бюджета. По словам Широва, дефицит можно покрывать через наращивание внутренних заимствований, средствами ФНБ — этих ресурсов должно хватить на 3-4 года дефицитного бюджета.
Темпы роста в 17% к 2030 году возможны, потому что фактически ситуация преподносит больше положительных сюрпризов, считает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Софья Донец. По ее словам, существенной оказалась стрессоустойчивость российской экономики и возможность обеспечивать рост за счет внутренних драйверов, особенно со стимулами со стороны макроэкономической политики.
Эксперты отмечают, что наиболее вероятным сценарием развития можно назвать ситуацию между инерционным вариантом и ускоренной адаптацией. При этом стрессовый вариант для выстраивания стратегии использовать невозможно. Инерционный вариант предполагает, что, если будут ухудшаться санкционные условия, к 2030 г. Россия все равно будет иметь динамику ВВП плюс 8-10% к уровню 2021 г.
Целевой сценарий потребует от правительства большой работы — потребуются подстройка и стимулы со стороны государства. Кроме того, говорит эксперт, должны быть определенные действия, который смягчат внешние условия. Сценарий будет зависеть и от того, как среагирует российская экономика, и от того, насколько сильной будет сепарация с мировыми рынками. Потенциал роста есть, если не произойдет полного отключения от технологий и рынков экспорта, уверены эксперты.