Товарооборот России и Китая по итогам десяти месяцев 2022 года обогнал прошлогодний уровень и увеличился на треть. Aif.ru разбирался в причинах и прогнозах роста, а также в том, что везут в Россию из Китая и что в КНР из РФ вывозят.
Российская внешнеторговая статистика с февраля засекречена, поэтому о росте товарооборота сообщила китайская таможня. По ее данным, российско-китайский товарооборот с января по октябрь увеличился на 33% по сравнению с тем же периодом прошлого года, почти до 154 млрд долларов. Это почти на 7 млрд превышает денежный объем торговли за весь прошлый год, объем, который считался рекордным. Товарный экспорт Китая в Россию вырос на 34,6%, до 7,4 млрд долларов, а импорт товаров из России — на 34,3%, до 10,2 млрд.
Еще в прошлом году крупнейшим торговым партнером РФ был Евросоюз (в него входят 27 стран), на долю которого приходилось 36% российского внешнего оборота. Изначально резкий рост торговли с Китаем произошел из-за антироссийских санкций: Россия направила в КНР значительные объемы нефти и угля, которые перестала поставлять в западные страны. Китайские компании, в свою очередь, увеличили экспортные поставки в Россию, воспользовавшись уходом с российского рынка многих западных компаний.
Из России в Китай, помимо энергоносителей, поставляются медь, медная руда, древесина и морепродукты. Из Китая к нам везут промышленное оборудование, механические устройства, смартфоны, компьютеры, детские игрушки, обувь, транспортные средства, кондиционеры и прочую бытовую технику.
Осенью продолжили увеличиваться как поставки сырья из России в Китай, так и экспорт товаров из КНР в РФ. В частности, в октябре вырос российский экспорт угля в Поднебесную — примерно на 20%. Также, по китайским данным, существенно вырос импорт в Россию из Китая автомобилей и запчастей к ним. По данным таможни КНР, денежный объем поставок легковых автомашин в Россию в сентябре вырос до 123 млн долларов — по сравнению с 96 млн в прошлом году. Поставки грузовиков в сентябре составили 142 млн — против 47 млн долларов год назад.
«Российский экспорт в КНР сегодня превышает наш импорт из Китая процентов на 20, — рассказал aif.ru старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Владимир Захаров. — Мы поставляем туда нефть, газ, уголь... Сейчас открываются перспективы поставок российской сельхозпродукции — прежде всего, подсолнечного масла и зерновых, что поможет увеличить экспорт еще на 7-10%. Этого Китаю не хватает, он сегодня в продовольственном отношении не самодостаточен. Может быть и мороженое, которое наш президент рекламировал Си Цзиньпину».
На российско-китайской торговле положительно сказывается развитие транспортной инфраструктуры — в частности, открытый летом мост через Амур между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ. Кроме того, Китай за три квартала ввел в эксплуатацию 2,381 тысячи километров железнодорожных линий. По данным министерства транспорта КНР, до конца года в стране планируется построить еще тысячу километров железной дороги.
Еще до начала российской спецоперации на Украине председатель КНР Си Цзиньпин заявлял, что товарооборот двух стран может в предстоящие годы достичь 250 млрд долларов. В этом году Россия и Китай, по мнению некоторых экспертов, могут довести денежный объем торговли до 200 млрд долларов.
«Можно прогнозировать около 200 миллиардов долларов, — считает Владимир Захаров. — Хотя такая цель ставилась к следующему году. Главный вопрос, который мы должны решить в двусторонней торговле — оплата поставок в наших национальных валютах, юанях и рублях, создать простой и понятный переводной механизм. Будем надеяться, что такая система начнет функционировать с 2023 года».
Прогноз российской Федеральной таможенной службы более сдержанный — ФТС считает реальным рост оборота до 170-180 млрд долларов. Такие цифры называл в октябре журналистам первый замглавы ФТС России Руслан Давыдов. «По итогам года прогноз нашей ФТС выглядит более реалистичным, — считает китаевед Леонид Ковачич. — Причина — некоторое торможение китайской экономики из-за коронавируса. Хотя локдауны в Китае сейчас не всеобщие и не постоянные, они локальные. И экономика Китая огромна, и она пока с такими местными остановками деятельности справляется. Однако потребление энергоносителей, безусловно, снижается».
Источник: