Насколько Россия зависит от «Мотор Сич»?
Как сообщалось, 7 ноября Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам Украины опубликовала постановление о принудительном отчуждении в госсобственность акций компании «Мотор Сич». Ранее, 23 октября, генеральный директор и владелец ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев был арестован Службой безопасности Украины по подозрению в «коллаборационизме» и госизмене. Украинские масс-медиа и официальные лица утверждают, что «Мотор Сич» обеспечивала российскую военную авиацию комплектующими, и теперь, мол, по российской военной мощи нанесен еще один мощный удар.
Однако здесь существовала и существует обратная зависимость, считает бывший украинский, а ныне российский экономист и политолог Александр Дудчак — не России без поставок украинского предприятия, а самому украинскому ПАО «Мотор сич» будет практически невозможно выжить без российского рынка. «После развала Союза предприятие развивалось лишь благодаря зарубежным заказчикам, — говорит эксперт. — 95% продукции поставлялось в Россию. В основном это были двигатели для самолетов и вертолетов Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28, а также силовые установки для кораблей. Украине заводы были не нужны».
До 2009 года доля продукции «Мотор Сич» на российском рынке составляла 50%, позднее серьезно снизилась. Но в 2014 году украинское руководство окончательно запретило ПАО сотрудничество с Россией. Богуслаев всячески старался сохранить связи, несмотря на запрет: вез продукцию через третьи страны, создал в РФ две компании. Но в итоге был вынужден переориентироваться в основном на мирную продукцию, потому что военный экспорт ему почти перекрыли. И в нашу страну предприятие до последнего времени продолжало поставлять мотоблоки и комплектующие к оборудованию для переработки молока, производство которых «Мотор Сичи» пришлось освоить ради выживания.
А Россия? «Из-за разрыва экономических связей России пришлось создавать своё двигателе- и моторостроение почти с нуля», — отмечает Дудчак. В частности, для замены одного из самых массовых вертолетных двигателей -ТВ3-117 — был создан двигатель ВК-2500, а также двигатели на его основе. Сейчас ВК-2500 активно применяется на новых вертолетах, он сертифицирован в Индии, Китае (основные покупатели). Так что эту часть импортозамещения Россия выполнила. Сейчас мы успешно работаем над созданием собственного авиационного двигателя.
«Что касается “Мотор Сич”, то самостоятельно, без внешних инвестиций, предприятие существовать не может. У Киева собственных средств нет, а его западные спонсоры категорически против кормления предприятия-конкурента своим производителям. Китайских инвесторов Зеленский прогнал со скандалом, поэтому прочие потенциальные инвесторы шарахаются от украинского предприятия, как от огня», — заключил эксперт.