На саммите Евразийского экономического союза, который пройдёт в Москве 8 мая, будет обсуждаться вопрос присоединения к ЕАЭС Киргизии.
«Основной темой, наверное, будет вопрос о присоединении к Союзу Киргизии. В последние дни, недели вдруг появились некоторые сложности, очевидно, они могут обсуждаться», — заявил помощник президента России Юрий Ушаков.
Сложности, о которых говорит Ушаков, связаны с возможной отсрочкой вступления Бишкека в ЕАЭС. Изначально ожидалось, что Киргизия станет членом объединения к 9 мая, но эти планы столкнулись с рядом сложностей, мешающих их реализации.
Препятствия интеграции
Надо сказать, нынешняя попытка Киргизии интегрироваться с предшествующим Евразийскому экономическому союзу Таможенным союзом далеко не первая: присоединение республики откладывалось пять раз. Возглавлявшая ранее страну Роза Отунбаева более симпатизировала Западу и даже успела получить от Евросоюза порядка 200 млн евро на реализацию различных программ. Сменивший Отунбаеву на посту президента пророссийски настроенный Алмазбек Атамбаев в прошлом году пообещал, что 2015 год Киргизия встретит в составе Евразийского экономического союза.
Но и устремлённость Атамбаева к вступлению в ЕАЭС не помогла скорой интеграции Киргизии: присоединение Бишкека к объединению стало предметом торга между членами Союза и Киргизией. Республика настаивала на отмене аудита ветеринарного контроля своей продукции для осуществления свободного движения сельскохозяйственных товаров внутри объединения. Кроме того, Киргизия требовала сохранения льготных ввозных таможенных пошлин в отношении грузов из Китая, которые будут завозиться в республику в рамках реализации инфраструктурных проектов.
Будущие партнёры Киргизии по ЕЭАС (Россия, Казахстан и Белоруссия), понятно, с такими требованиями Бишкека соглашаться не спешили. Во-первых, система ветеринарного контроля страны оставляет желать лучшего и явно нуждается в проверке. Во-вторых, ввоз китайских товаров под эгидой строительства инфраструктуры может обернуться их перепродажей на внутренние рынки государств Евразийского экономического союза.
Нынешний премьер-министр Киргизии Темир Сариев, ещё занимая пост министра экономики страны, после недавно прошедшего в Москве заседания совета ЕАЭС заявил, что Бишкек планирует отложить вступление в ЕАЭС. Дело в том, что стороны не успевали ратифицировать договоры о присоединении Киргизии к Союзу и соответствующие протоколы.
А практически на финишной прямой присоединение Киргизии к Евразийскому экономическому союзу осложнило то, что в конце апреля правительство республики во главе с премьер-министром Джоомартом Оторбаевым ушло в отставку. А нет правительства, значит, нет никаких документов и соглашений.
Интересно, что место Оторбаева недавно занял Темир Сариев, который до этого говорил о переносе вхождения его страны в состав ЕАЭС, но после того, как возглавил Кабмин, заявил, что к 8 мая будут подписаны все соглашения.
«Я намерен заняться реформами экономики, решить вопросы Кумтора (золоторудное месторождение — прим. ред.) и вступления Киргизии в ЕАЭС», — пообещал Сариев на заседании парламента, добавив, что 8 мая будут подписаны соглашение и протоколы о присоединении республики к объединению.
Для достижения этой цели глава правительства создал оперативный штаб, который он же и возглавил. Позже Сариев сообщил, что Бишкек выполнил все требования «дорожной карты» для вступления в Евразийский экономический союз.
«Республика за год провела все необходимые работы по реализации «дорожной карты» по присоединению к ЕАЭС. <…> Вся необходимая база для присоединения Киргизстана к ЕАЭС уже утверждена. Продукция, производимая в республике, будет соответствовать требованиям техрегламентов ЕАЭС и свободно экспортироваться. Участие Киргизстана в ЕАЭС уже с первых дней позволит обеспечить свободное перемещение товаров, капиталов и услуг, а также трудоустройство наших трудовых мигрантов», — цитирует киргизского премьера РИА «Новости».
Чем поможет Россия?
Безболезненное присоединение Бишкека к ЕАЭС согласилась проспонсировать Россия. Для адаптации киргизской экономики к вступлению в Союз Москва пообещала выделить 1 млрд долларов. 500 млн долларов будут переданы в специальный фонд развития в виде уставного капитала. В конце марта соглашение о создании российско-киргизского фонда развития одобрило правительство РФ. Целью фонда называется «содействие экономическому сотрудничеству между Киргизией и Россией, модернизации и развитию киргизской экономики».
Вторая половина суммы будет выделена в виде льготного кредита на условиях Международной ассоциации развития (входит в группу Всемирного банка).
«Для России действительно важно, чтобы Киргизия стала членом ЕАЭС. Это выгодно как с политической, так и с экономической точки зрения. Сам ЕАЭС станет сильнее, если к нему присоединится больше стран. Влияние и зависимость от России вырастет. Так, примеру Киргизии могут последовать и другие страны. Для России же расширение ЕАЭС позволит получить хоть и не очень большой, но дополнительный рынок сбыта, а также возможность прохождения товаропотоков через Кыргызстан. Есть плюсы для России в энергетическом и миграционном плане», — замечает эксперт компании «Деловой фарватер» Антон Соничев.
В свою очередь первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров», к. э. н. Тамара Касьянова отмечает, что в Бишкеке осознают, что без России у страны будет смутное будущее. По её словам, Киргизия не только нуждается в деньгах, но и хочет расширить рынки сбыта. «Скажем так, открыть «новый шёлковый путь» для своих товаров. ЕАЭС вполне предоставит ей такую возможность. Также страна планирует технологическое обновление газовой инфраструктуры. Напомню, что её газораспределительные системы, оставшиеся ещё с Советского Союза, требуют модернизации. Собственно, кроме финансовой помощи, Россия реконструирует газовую систему», — добавляет Касьянова.
Два года назад «Газпром» приобрёл 100% акций «КыргызгазПром» за символическую сумму в 1 доллар. Российская газовая монополия взяла на себя долговые обязательства почти на 40 млн долларов. Тогда же было принято решение потратить в течение пяти лет не менее 20 млрд рублей на модернизацию газовой системы Киргизии. «"Газпром" поставил задачу увеличить объём добычи газа в Киргизии (в 2014 году годовой объём добычи газа оценивался в около 30 млн кубометров). Но с другой стороны, полномочия «Газпрома» ограничены, ведь согласно соглашению он обладает исключительным правом только на транспортировку газа по территории республики по газовой магистрали, которая принадлежала "КыргызгазПрому"», — пояснила Касьянова АиФ.ru.
Китайская угроза
Основная статья доходов порядка 80% киргизских предпринимателей — это перепродажа китайских товаров: одежды, обуви, плодово-овощной продукции и т. п. Объём реэкспорта товаров из КНР в Киргизии оценивается в 10 млрд долларов в год (для сравнения, ВВП республики составляет 6,5 млрд долларов). Секрет выгодности реэкспорта китайской продукции в низких таможенных пошлинах, установленных между Бишкеком и Пекином.
Сейчас средняя ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. После вхождения Киргизии в ЕАЭС она увеличится почти в два раза. Но даже после увеличения ставки существует значительная угроза, что на российский рынок хлынет ещё больше, чем сейчас, дешёвых китайских товаров. Как Москва собирается решать этот вопрос, пока неясно. «Официально Россия даёт Киргизии реальную возможность ограничить рынок реэкспорта из Китая, только вот сомнительно, что это решение поддержат на всех уровнях исполнительной власти», — полагает Касьянова.
«От вступления Киргизии в ЕАЭС основной профит получит не РФ, а сама Киргизия. Выгода для РФ не будет слишком большой. Например, в России должно уменьшиться количество трудовых мигрантов из Кыргызстана, что увеличит занятость россиян. Кроме этого, российские инвесторы получат больше возможностей для извлечения выгоды, а российские товаропроизводители получат дополнительный доступный рынок сбыта. Реализация крупных российско-киргизских проектов (Камбар-Атинская ГЭС-1, Верхненарынский каскад ГЭС) позволит России получить дополнительные доходы. Будет усилено военное сотрудничество РФ и Киргизии, что выгодно в плане безопасности для РФ», — перечисляет Соничев.
Не менее важно для российско-киргизских отношений решение администрации и президента республики Алмазбека Атамбаева о денонсации Киргизией соглашения о размещении военнослужащих США на территории республики в 2013 году. «Вполне очевидно, что это решение соответствовало интересам России, а на фоне разраставшегося конфликта на Украине в 2014 году и западных санкций инициатива России укрепить свои геополитические позиции в Средней Азии вполне себя оправдывает», — резюмирует Касьянова.