Министерство промышленности и торговли России опубликовало список товаров из сотни иностранных брендов для параллельного импорта. Ввозить их на территорию РФ можно будет без разрешения правообладателя, то есть компаний, которые решили приостановить деятельность или покинуть российский рынок.
В перечне Минпромторга упомянуты автомобили GM, Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Tesla, Honda, Nissan и проч., техника Apple, Sony, Samsung, Intel и др., а еще мебель, трамваи, резиновые изделия, одежда, боеприпасы, обувь, ядерные реакторы, постельное белье, железнодорожные локомотивы и многое другое.
«Параллельный импорт не означает разрешения на ввоз и оборот в РФ контрафакта — продукция должна быть легально введена в оборот в стране, откуда осуществляется импорт. Одним из принципов формирования перечня стала защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях введенного "недружественными" странами санкционного режима», — говорится в сообщении Минпромторга.
У директора Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексея Иванова есть сомнения, будет ли такой механизм параллельного импорта интересен торговцам: «Я не уверен, что то, что сделал Минпромторг, является легализацией параллельного импорта. Эти меры не направлены на решение тех задач, ради которых они принимались. По сути, вместо полноценной легализации параллельного импорта, которая могла бы помочь начать зарабатывать мелким и средним предпринимателям, в реальности принят механизм, который не дает никакой уверенности предпринимателям в том, что их вложения и создание новых логистических цепочек будут отбиты».
Эксперт напоминает, что торговый бизнес требует инвестиций, особенно сейчас, когда логистические цепочки порваны, требуются большие финансовые и временные вложения. Если же приказ будет регулярно меняться, предприниматели не смогут планировать свой бизнес в долгосрочном горизонте.
«Вместо того, чтобы перейти на общепринятый в мире принцип исчерпания, мы даже в сложившихся условиях боимся этого и будем создавать такие симулякры. Почему симулякры? Потому что в список Минпромторга внесены товары по брендам, что само по себе странно, если, допустим, торговец занимается ввозом электроники, то ему разрешается брать одни бренды, а другие он брать не должен. То есть он должен заниматься только теми брендами, на которые Минпромторг дал разрешение», — отмечает Иванов.
Привязка к брендам ограничивает возможности предпринимателей. Сам по себе такой механизм вряд ли сильно замедлит рост цен.
«Приоритетом должно быть насыщение товарных рынков, создание условий для того, чтобы потребители не переплачивали втридорога. Задача в том, чтобы снизить цены, создать товарное наполнение, насыщение рынка. Для этого и нужно создать совсем другие условия для торговцев, чтобы им было выгодно привозить широкий спектр товаров, до которых они могут дотянуться, какие они могут найти, потому что найти сейчас это непросто. Многие производители ставят блок на импорт в Россию, причем блок на импорт в РФ из других стран, например, из Казахстана, из ОАЭ, — запрещают своим региональным дилерам продавать российским дилерам даже через цепочку юридических лиц», — напоминает Иванов.
В условиях торговых ограничений логично легализовать параллельный импорт полностью, как это сделано в других странах, полагает эксперт. Тогда есть шанс, что и рынок насытится товарами, и цены начнут снижаться.
«Я не считаю, что это разумный способ организации предпринимательской деятельности, когда Министерство предписывает предпринимателям по каким товарам они могут работать, а по каким нет, когда они могут заключать договоры только по тем товарам, которые есть в перечне.
Это способ директивного управления, которое уже показало свою неэффективность в советское время, когда из центра давали разнарядку, какому магазину чего и сколько закупать. В итоге получалось, что в одних магазинах было густо, а в других пусто, в каких-то регионах все было завалено галошами, а в каких-то — консервами. Перетоков не было.
Такое централизованное планирование с перечнями и указаниями бизнесу, что ему делать и как, нас не спасет от товарного дефицита и от роста цен. Нам не помогут выстроить мощное предпринимательское сообщество — им такие подходы не близки, не помогут развиваться, осуществлять долгосрочные инвестиции», — рассказывает Иванов.
По его мнению, мощного потока параллельного импорта россияне не увидят. Будут отдельные поставки, например, какого-то иностранного оборудования для завода или деталей — это завести удастся.
«Эти меры не помогут достичь заявленного эффекта, как минимум в каком-то ощутимом масштабе. Я не говорю, что это совсем не эффективно. Но это замах на рубль, а удар на копейку. Замах был решить проблему товарного рынка, насытить рынки, перестроить цепочки поставок, сделать это решительно за счет легализации параллельного импорта, это сделано не было», — резюмирует Иванов.
Источники:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205060001?index=0&rangeSize=1