Восстановление и развитие гавани в Мариуполе позволит России расширить торговые связи и увеличить экспортные поставки в дружественные страны. А после окончания специальной военной операции и возрождения промышленных предприятий Донбасса порт станет точкой отправки стали и другой продукции. Так эксперты объяснили aif.ru решение правительства выделить 1 млрд рублей на восстановление портовой инфраструктуры Мариуполя, которое озвучил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в ходе заседания 14 сентября.
Родная гавань
В Мариуполе расположена единственная на Азовском море глубоководная грузовая гавань. По оценкам экспертов, глубина причалов составляет около восьми метров, что делает их пригодными для использования большими судами. Текущая мощность порта оценивается в 3,4 млн тонн, но в 2014 году она превышала 15,5 млн тонн грузов.
После визита в Мариуполь в марте текущего года президент РФ Владимир Путин поставил перед правительством задачу вывести новые субъекты на общероссийский уровень по качеству инфраструктуры, социальных услуг и другим параметрам качества жизни, напомнил Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что морской порт имеет крайне важное значение для бизнеса и жителей новых регионов — через него переваливаются тысячи тонн строительных материалов, товаров и сырья.
«Однако ключевые объекты морского порта Мариуполь нуждаются в восстановлении. Среди них железнодорожные депо и разъезды, электроподстанции и мастерские, склады и автодороги. На эти цели направим в текущем году около миллиарда рублей. Такое решение позволит увеличить пропускную способность порта, повысить устойчивость и связанность транспортного комплекса юга России, что имеет первостепенное значение для строительства жилья, работы промышленных предприятий и обеспечения снабжения людей всем необходимым», — заявил премьер-министр.
Основа экономики
Транспортная инфраструктура Донбасса открывает новые возможности для развития экономики России, считают аналитики. Мариупольский порт даст возможности для расширения поставок грузов из России в дружественные и нейтральные страны. Его ценность повышается в условиях закрытости и ограниченности портов недружественных государств. Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов отметил, что переориентация на Восток требует новых удобных логистических решений. Он напомнил, что еще до начала СВО правительство направило значительные капиталовложения в расширение портовой системы Дальнего Востока и Ленинградской области.
«На протяжении многих лет основные поставки из России осуществлялись в Европейский союз. В основном это были поставки сухопутными маршрутами, трубопроводами, железнодорожными составами. Грузы отправлялись с Востока на Запад. Сегодня количество пунктов назначения грузов становится больше, и все чаще это страны Ближнего Востока, Северной Африки. Объемы растут с каждым годом, поэтому можно рассчитывать, что порт будет загружен в будущем максимально», — пояснил эксперт.
В Северо-Восточной части Черного моря у России есть только один крупный порт — это Новороссийск, который, как известно, сильно перегружен. Ощущается потребность в возможности отправки грузов водными путями, которую и предстоит решить благодаря гавани в Мариуполе, считает декан факультета международных экономических отношений Финуниверситета при правительстве Павел Селезнев. «Расширить новороссийский порт крайне затруднительно из-за того, что новороссийская бухта зажата горами. К тому же кавказское побережье— это зона отдыха, и попытки нарастить мощности порта встречают сопротивление населения. Так что развитие Мариуполя может стать альтернативой расширению порта Новороссийска», — сказал Павел Селезнев.
Порт Мариуполя еще с советских времен был точкой отправки по морю продукции тяжелой промышленности Донбасса — стали и прочих металлических изделий. Поэтому его роль будет расти по мере восстановления отрасли, отметил генеральный директор института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.
«Неслучайно огромные заводы строились именно в Мариуполе. Потому что именно там был механизм вывоза. При восстановлении экономики новых регионов транспорт сыграет ключевую роль. Не имея возможностей для вывоза продукции, промышленность можно даже не запускать. Но для начала порт будет использоваться для завоза оборудования, чтобы восстановить эти заводы. Транспорт — это удобный вид экономики, он неисчерпаем. Нефть и газ могут закончиться, произведенные товары могут быть не куплены, а перевозки нужны всегда», — резюмировал Дмитрий Журавлев.