Исследование, проведенное Национальным институтом качества, показало: 68% продаваемой воды не соответствует критериям, указанным на ее этикетке.
До недавнего времени бороться с этим было, увы, невозможно. Единых стандартов для этой продукции не существовало, что позволяло недобросовестным производителям разливать в бутылки воду сомнительного происхождения и продавать ее как «уникальную», «природную» и «натуральную».
С 1 марта 2022 года этой вольнице придет конец. 22 тысячи компаний по всей России начнут маркировать упакованную питьевую воду. Покупатели с помощью приложения «Честный Знак» смогут самостоятельно проследить путь воды от источника до потребителя, а проверяющие органы — обнаружить фантомные предприятия и не допустить появление контрафакта на прилавках магазина.
Для того, чтобы «прочитать» маркировку (а сегодня в России уже маркируются молочные продукты, сыры, лекарства, мороженое, табачные изделия — всего 12 видов продукции), покупателю достаточно скачать приложение «Честный знак» и разрешить ему доступ к камере телефона (которая используется как сканер для считывания DataMatrix-кода с упаковки или с этикетки товара). После того, как будет отсканирован цифровой код, на экране телефона отразится вся информация о товаре.
«Кстати, некоторые производители начали маркировать свою продукцию еще до того, как это требование стало обязательным, поскольку бизнесу это тоже выгодно — рассказал АиФ руководитель управления безакцизных товарных групп Центра развития перспективных технологий Кирилл Волков. — Производители и импортеры, зарегистрированные в “Честном знаке”, могут получать от оператора системы информацию о количестве находящихся в обороте и проданных товарах, а также сведения о его количестве — вплоть до адресов точек продаж и данных о розничных ценах».
«В маркировке заинтересованы и добросовестные производители, которые тратят немало сил и средств для обеспечения качества своей продукции — устанавливают санитарную охрану источника, проводят ежедневные исследования воды и т.д. — рассказывает руководитель Центра поддержки маркировки компании, которая уже выпустила 160 тыс. бутылок, маркированных кодом «Честный знак», Павел Емельянов. — Контрафакт негативно сказывается на репутации производителя и на продажах товара.
Мы надеемся, что маркировка поможет пресечь деятельность производителей, которые добывают воду с нарушением требований законодательства и охраны природных зон. Особенно важно маркировать детскую воду, к которой предъявляются самые жесткие требования, не допускающие, в частности, никаких изменений в составе».