Евросоюз не теряет надежды достичь энергетической независимости от России. Для реализации этой цели Брюссель дал добро на строительство газопровода между Литвой и Польшей. Труба протяжённостью 534 километра станет первым объектом, связавшим Прибалтику с европейской газотранспортной системой в обход РФ.
Конец изоляции
Подписи под соглашением о строительстве польско-литовского газопровода поставили представители стран Балтии и Еврокомиссии. Этот проект станет самым дорогим в истории Евросоюза — инвестиции оцениваются в 558 млн евро: 120 млн евро за него заплатит Польша, 54,9 млн евро — Литва, 29,4 млн евро — Латвия, 1,5 млн евро — Эстония. Остальные расходы берёт на себя ЕК. При этом частные инвестиции на строительство газопровода не привлекаются. По словам председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, в перспективе потраченные деньги принесут дивиденды и обеспечат свободное передвижение энергоресурсов в Европе.
Ожидается, что польско-литовский газопровод будет введён в эксплуатацию к 2019 году, благодаря чему зависимость Эстонии и Латвии от «голубого топлива» из РФ снизится.
«Вы сделали больше, нежели просто соединили газопроводы, вы сделали больше, нежели просто соединили две страны. Вы положили конец энергетической изоляции Балтии, вы положили конец длительной зависимости стран от единственного поставщика, соединили весь регион с остальной Европой», — заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
А газ откуда?
Европейские политики объявили о стоимости польско-литовского газопровода, его протяжённости и сроках сдачи в эксплуатацию. Единственное, о чём они умолчали, это о том, какой газ будет поставляться по этой трубе, поскольку речь идёт только о некотором участке газопровода между группой стран, а внешний выход умалчивается.
«Известно, что часть газа в Европу поставляется Россией транзитом через Украину, а часть идёт по Северному потоку. Остаются такие варианты поставок: первое — это норвежский газ. Второе — газ из Катара. Третий возможный вариант получения газа — через Северный поток-2. Пока что реальными видятся только первый и третий, т. е. опять возврат к поставкам российского газа. Из Катара надо везти сжиженный газ на танкерах, что является довольно-таки затратным мероприятием», — поясняет партнёр компании «Деловой фарватер», член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Дмитрий Липатов.
Теперь о стоимости. Достаточно взглянуть на следующие цифры: в конце августа 2014 года «Газпром» поставлял в Литву газ по 370 долларов за тысячу кубометров. Вильнюс тогда подписал с норвежской Statoil соглашение о поставках 540 млн кубометров в год по цене 360 долларов в летний период, но в зимний период цена возрастает до 500 долларов за тысячу кубометров.
«По моему мнению, все эти соглашения ровным счётом ничего не значат и не имеют никакого значения, поскольку, даже если они и будут реализованы, то газ (пускай и норвежский) в Восточную Европу будет поставляться существенно дороже, нежели российский. О катарском газе и думать пока что не стоит, поскольку единственный вариант прокладки катарского трубопровода — Ближний Восток, который сейчас неспокоен, и не факт, что будет стабильным через год, два или десять лет», — рассуждает Липатов.
Теоретически, после снятия санкций на европейский рынок мог бы выйти иранский газ. Но произойдёт это не раньше второй половины года, не говоря о том, что из Исламской Республики удобнее поставлять топливо всё-таки на юг Европы. Разумеется, стоимость иранского газа также будет гораздо выше российского, потому что маршрут транспортировки на порядок сложнее, говорит экономист Илья Бутурлин. «Так, если средняя цена газа из РФ для европейских потребителей составила менее 250 долларов за тысячу кубометров, то иранский газ обойдётся не менее чем в 320 долларов. В самой Европе добывающих производств слишком мало, а Норвегия уже обеспечена клиентами и собственными потребностями в данной сфере. Мне кажется, что данный проект, как и в случае с «Набукко», является скорее политическим и призван оказать давление на РФ, чтобы выбить с неё ещё больше скидок на газ», — говорит Бутурлин.
Торг с «Газпромом»
Иногда попытки покупателей российского газа спекулировать независимостью топлива заканчиваются успехом. Здесь показателен пример Литвы, которая до недавнего времени на 100% зависела от сырья из РФ. В декабре прошлого года в Клайпеде был открыт терминал по приёму сжиженного природного газа (СПГ). «Он (терминал — прим. ред.) означает для нас безопасность, альтернативные поставки газа, мы раскалываем и уничтожаем энергетическую изоляцию, зависимость от „Газпрома“», — говорила ранее президент Литвы Даля Грибаускайте.
Она неоднократно жаловалась на давление со стороны российской монополии, вынуждающей её страну подписывать долгосрочные контракты. «Цена на газ основана на политике, а не на рыночной стоимости. <…> Однако посылаемый сигнал очень ясный — они должны об этом забыть. <…> Самое важное — хорошая цена и независимость от монополистов», — говорила президент Литвы в интервью норвежскому изданию Aftenposten.
После появления клайпедского терминала у Вильнюса появился козырь для спекуляций с «Газпромом», срок действия контракта с которым подходил к концу.
«Мы видим, что Литва построила терминал для сжиженного газа, и это позволило снизить цену на российский газ более чем на 20%. Они фактически уже независимы», — заявил агентству LETA евродепутат Кришьянис Кариньш.
Присутствующая на подписании соглашения о литовско-польском газопроводе президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что «это решающий шаг в деле создания Энергетического союза Евросоюза, о котором у нас есть договорённость. Это также важный шаг для конкуренции и общего благосостояния Евросоюза».
Она напомнила, что решение о строительстве газопровода в обход России «долго-долго застревало из-за политических, финансовых причин, возможно, даже амбиций. Было очень много сопротивления и непонимания. Его было много как со стороны других стран, так и со стороны ЕК, но это всё же самый большой прорыв последнего периода в обеспечении нашей энергетической безопасности и уверенности в себе», — цитируют Грибаускайте местные СМИ.
Не исключено, что гипотетический газопровод между Польшой и Литвой в качестве аргумента в споре с «Газпромом» будут использовать Латвия и Эстония.
Последняя, кстати, вместе с Финляндией (обе эти страны также на 100% зависят от российского газа) год назад заявляли о планах построить подводный газопровод и терминал по приёму СПГ. Как говорил эстонский премьер, газопровод Balticconnector вместе с СПГ-терминалом в Финляндии будут построены к 2019 году. Однако с тех пор особого прогресса в строительстве трубы и терминала не наблюдается.