Примерное время чтения: 7 минут
1630

Ключ к импорту. Эксперты раскрыли, какие товары Индии заинтересуют россиян

/ ugurhan / istockphoto.com

После того, как Китай стал главным торговым партнером РФ, россияне оказались окружены китайскими товарами, а из-за санкций альтернатив становится все меньше. Серьезную конкуренцию им могла бы составить Индия, если бы контакты между российскими и индийскими предпринимателями были бы налажены лучше, а доставка грузов оказалась быстрее и дешевле, рассказали aif.ru эксперты.

Как открыть Россию Индии

В Москве состоялся первый в истории Российско-индийский инвестиционный форум, которых был посвящен преодолению препятствий на пути экономического сближения двух стран. Одну часть из этих препятствий искусственно выстроил Запад, а другая появилась из-за длительного периода отсутствия взаимного интереса. Но теперь ситуация в корне поменялась.

Новый посол Индии в РФ Винай Кумар заявил, что его страна готова продавать России больше промышленных и потребительских товаров. «Мы готовы», — сказал дипломат корреспонденту aif.ru.

В Индии хорошо развит малый и средний бизнес, которому возможные санкции Запада в принципе не могут причинить никакого серьезного вреда, рассказал aif.ru представитель газеты Times of India в России Девадатхан Наир. У владельцев такого бизнеса нет домов в Лондоне или Нью-Йорке, их не интересует политика, и в другой ситуации они вполне могли бы успешно торговать с Россией.

«Но если индийский предприниматель выскажет такое желание, то, во-первых, против сразу будет главбух, ведь у него появится огромная масса проблем с расчетами. Во-вторых, есть проблемы с логистикой. В-третьих, непонятно, а с кем именно вести дела в России? Состоявшийся на днях российско-индийский инвестиционный форум был полезен, но этого явно недостаточно. Нужно проводить больше мероприятий, где предприниматели двух стран могли бы свободно общаться», — посоветовал эксперт.

Российскому бизнесу пора начинать активнее искать партнеров в Индии, налаживать связи и изучать особенности рынка, поддержала иностранного специалиста старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Лидия Кулик. «Работа с Индией требует личного участия руководителей компаний, внимательного отношения и времени», — отметила она в беседе с aif.ru.

Потеснит ли Индия товары из КНР

В обозримом будущем поставки потребительских товаров из Индии по объему импорта Россией вряд ли приблизятся к товарам из Китая, сказала в беседе с aif.ru доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Ольга Харина.

«Китай лидирует, прежде всего, в области автомобильного транспорта, причем индийские инициативы он вытеснил еще до начала СВО. А также по одежде, оборудованию, изделиям из пластика и микроэлектронике, особенно смартфонам. У Индии есть свой автопром, сейчас он стал одним из самых мощных в мире, но для россиян это по-прежнему экзотика. То же самое можно сказать и о многих других товарах», — отметила Ольга Харина.

Россия активно наращивает долю расчетов в юанях для своей внешнеторговой деятельности, но для Индии это неподходящий вариант, отметила она. Несмотря на постоянное обсуждение проблемы с взаимными расчетами в рупиях, она остается по-прежнему актуальной.

«В итоге, в те рыночные ниши, которые в России уже заняты Китаем, стало очень сложно поделить еще и с Индией. Китайцы ведут более уверенную политику в отношении поставок своих товаров и работают с РФ, почти не оглядываясь на западные санкции», — пояснила эксперт.

Ольга Харина согласна с тем, что крупные индийские компании всерьез опасаются угрозы вторичных санкций, так как гораздо теснее сотрудничают с Западом, чем с Россией. Тем не менее, в Индии, действительно, активен малый и средний бизнес, который настроен работать с российскими партнерами как в Москве, так и в других регионах, подтвердила она.

«Особенно индийцам интересны такие сегменты нашего рынка, как пищевая и текстильная промышленность, а также фармацевтика. В последнем случае они могут проставлять в РФ аналоги западных препаратов, в том числе в области ветеринарии и косметологии. Кроме того, Индия сильна и в электронике, правда, здесь встает вопрос об адаптации индийского программного обеспечения», — перечислила эксперт.

Хотя Индия активно наращивает производство и экспорт, она пока не ставит перед собой задачу заместить Китай на внешних рынках в сфере потребительских товаров, потому что еще не вполне сделала это на своем собственном внутреннем рынке, считает Лидия Кулик.

«Из категорий, в которых Индия активно отвоевывает собственный рынок у китайских производителей, можно назвать текстиль, игрушки и обувь, а также потребительскую электронику и аксессуары, смартфоны, технику для дома», — сказала она.

Почему важно наладить логистику

Для полноценного освоения российского рынка и борьбы с конкурентами, Индии сначала нужно снизить логистические издержки, а в дальнейшем — наладить работу новых транспортных коридоров, таких как международный проект «Север—Юг», добавила Лидия Кулик.

Логистика — это ключ к российскому рынку для индийских товаров, поддержал коллег руководитель представительства Российского экспортного центра в Индии Тимур Векилов. Из-за долгой и сложной доставки грузов в Россию Индии пока сложно соревноваться с Китаем.

«Логистическое плечо в Китай и короче, и проще, груз можно отправить напрямую одним видом транспорта. А между Россией и Индией сейчас возможны только мультимодальные перевозки. Как следствие — доставка обойдется дороже, чем из Китая», — объяснил эксперт.

Проблеме логистики последнее время уделяется много внимания на высоком уровне и уже заметны конкретные шаги по улучшению ситуации, признает Тимур Векилов. В частности, российские логистические компании запустили регулярные морские линии между Россией и Индией, развиваются и грузовые авиаперевозки.

«Однако требуется время для того, чтобы эти шаги повлияли на снижение стоимости логистических услуг. За последнее время она уже существенно снизилась, но все равно не вышла на уровень логистики из Китая в Россию. То же самое можно сказать и о сроках доставки. Даже если речь не идет о скоропортящихся продуктах, бизнес не любит „морозить“ деньги. Здесь, конечно, большие надежды связаны с активным развитием международного транспортного коридора „Север—юг“», — заключил эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах