Новые европейские запреты в отношении транспортировки российской нефти просто растворятся в пучине ранее принятых ограничений, объяснили aif.ru эксперты. Отсюда и ответ на вопрос — смогут ли они повлиять на доходы бюджета и благосостояние россиян.
В 15-м по счету пакете санкций, помимо разного рода ограничений в отношении более 50 физлиц и 40 организаций, содержится еще и запрет на вход в европейские порты и «доступ к рискованным перевозкам для более чем 45 российских нефтяных танкеров». Набор инструментов, выбранных для давления, оригинальностью не отличается.
«На первый взгляд, новые санкции, по замыслу их разработчиков, должны сильно сократить доходы России от экспорта нефти за счет включения в них конкретных кораблей и компаний, так как суда, которые под них попадут, не смогут заходить в порты Европы для дозаправки, — отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов. — С другой — многим нашим танкерам это и не нужно, так как у них дальность плавания такова, что на маршруте, например, из Санкт-Петербурга в Рабат (Марокко) или Гавану (Куба) они обеспечены топливом под завязку».
Кроме того, по словам Хазанова, поставки нефти из России в Индию и Китай идут через азиатские, а не европейские порты, так что ожидаемого в Брюсселе негативного эффекта может и не быть.
«Аналогичная ситуация может получиться и с отечественными логистическими фирмами — вместо них транспортировкой нефти будут заниматься другие игроки, и в Евросоюзе замучаются вносить их в новые санкционные списки, — отмечает эксперт. — Поэтому даже если какое-то воздействие и будет, то вряд ли оно окажется долгим».
Все самые масштабные санкции уже были введены ранее, так что сложно представить кардинальные изменения в случае ввода новых, добавляет доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова Павел Севостьянов.
«Ситуация больше связана с давлением на Китай, чем на Россию», — считает он.