Примерное время чтения: 3 минуты
877

Долги не порок, но жить мешают. Минфин объявил о наращивании заимствований

Минфин планирует увеличить государственный долг к 2025 году до 30 трлн руб., из них 25 трлн придется на внутренние заимствования, а 4,9 трлн — на внешние. Как объяснили в ведомстве, занимать будут для погашения дефицита федерального бюджета. Согласно проекту бюджета на 2023 год (прошел 2 чтения в Госдуме 22 ноября), дефицит в будущем году составит 2%, или 2,9 трлн руб.

За сухой бухгалтерией скрывается буря эмоций. Само по себе наличие бюджетного дефицита не страшно, если, конечно, он не разрастается до угрожающих значений свыше 7-10%. Более того, если в какой-то стране длительное время, свыше 5 лет подряд, фиксируется бюджетный профицит, то это значит, что либо в стране действует чрезмерно жесткий налоговый режим, что негативно сказывается на бизнес-климате, либо страна исчерпала инвестиционный потенциал и подошла к пределу в своем развитии.

Запланированный в России бюджетный дефицит в размере 2% вполне комфортен. Его можно профинансировать возросшими доходами, эмиссией или за счет заемных средств. Наш Минфин выбрал наиболее консервативный, третий вариант, и у этого решения тоже есть основания.

Государственные долги являются важной составляющей финансового рынка любой страны, а в условиях резкого сокращения доступных инструментов инвестирования, прежде всего иностранных, расширить инструментарий для внутреннего инвестора вполне логично. Странным выглядит лишь запланированные почти 5 трлн руб. внешних заимствований. В любое другое время это тоже было бы логично и называлось бы иностранными инвестициями, но в сложившейся геополитической обстановке это может способствовать активизации вывода капитала.

Но даже если планы финансового ведомства воплотятся в жизнь, долговая нагрузка России составит примерно 20% ВВП, что останется одним из самых низких показателей в мире. Например, в Китае сейчас он составляет 71%, в среднем по Еврозоне — 95%, а в антилидерах — Япония, ее долги превышают ВВП более чем на 200%.

«Активизация заимствований Минфином кроется в переходе на дефицитный бюджет, — считает доцент Института экономики и финансов ГУУ, академик РАЕН Константин Андрианов, — министр Антон Силуанов, выступая в Госдуме 22 ноября, озвучил намерение „закрыть“ почти 3 трлн руб. дефицита в основном заимствованиями. Я надеюсь, что кредитоваться Минфин будет в основном на внутреннем рынке, планы привлечь почти 5 трлн на внешних рынках выглядят необоснованными и небезопасными. В крайнем случае, у нас есть еще Фонд Национального Благосостояния (ФНБ), где по состоянию на октябрь находится примерно 13 трлн руб., или четыре годовых федеральных дефицита! И не нужно забывать о золотовалютных резервах, даже после заморозки основных активов у нас осталось примерно 180 млрд долл. Кроме того, у нас низкая монетизация экономики, менее 50%. Это значит, что мы можем увеличить денежную массу в два раза без всякого риска инфляции, а уж погашения бюджетного дефицита в 2% эмиссией рынок просто не заметит. Да и конъюнктура международных сырьевых рынков позволяет предполагать, что поток экспортных доходов будет как минимум стабилен.

Учитывая геополитическую ситуацию, размещать долговые бумаги мы сможем лишь в дружественных странах типа Китая или Индии, но ведь за обслуживание долга нужно будет платить! Какая-то логика еще есть, когда Минфин выплачивает доходность внутренним инвесторам, россиянам, но зачем платить иностранцам за 5 трлн руб., когда в „кубышке“ ФНБ лежат „бесплатные“ 13 трлн руб! Поэтому вообще наращивание долгов выглядит спорным, но заимствования на внешних рынках как минимум излишни, надеюсь, эта позиция будет скорректирована».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах