Примерное время чтения: 7 минут
3767

Чайные чаянья. В чём сила и слабость напитка с плантаций Сочи

Фото предоставлено ГК Мацеста чай.

Три четверти века назад началась история промышленного производства Краснодарского чая. После упадка в 90-х отрасль снова встала на ноги, но проблемы остаются. Чем интересен самый северный чай в мире и почему он не дёшев, рассказывает Aif.ru.

Фото: предоставлено ГК Мацеста чай.

Зелёное море

Активное развитие промышленного чаеводства в Краснодарском крае началось после Великой Отечественной войны. Помощь в этом нам оказывал Китай, делившийся опытом, оборудованием и растениями. За относительно короткий срок в горах Сочи зазеленело рукотворное «море» самого северного чая в мире, который знали и любили по всему Советскому союзу. После его развала в девяностых годах эта отрасль стала приходить в упадок, как и многие другие. Плантации забрасывались и со временем некоторые из них вообще исчезли. Например, в районе Адлера на их месте построили жилые дома, тем самым лишив регион значительной части ценных земель. Но многие плантации смогли пережить лихие годы и постепенно стали восстанавливаться.

По подсчётам местных властей, в регионе есть более 1,2 тысячи гектаров чаепригодных земель, которые пока используется примерно на треть. Сырьё для благородного напитка выращивается на площади 402,7 га, а остальные плантации находятся в процессе постепенной реконструкции или ожидают её начала. Это небыстрая и недешёвая работа, для активизации которой пять лет назад в крае начала действовать господдержка чаеводства. Со временем это позволит увеличить объёмы производства. 

Хотя чай - это тропическая культура, он хорошо адаптировался к субтропическому климату Сочи с его мягкими зимами. Растение спокойно переносит нечастые встречи со снегом и небольшие минусовые температуры, которые даже приносят пользу. Холод убивает насекомых-вредителей, поэтому наши чаеводы могут не обрабатывать плантации специальными средствами в отличие от их коллег в тропиках. Также интересно, что сочинским чаеводам помогают местные животные. Пасущиеся на плантациях коровы и лошади поедают часть сорняков, к которым здесь относят, в том числе папоротник. Сам же чай они не любят из-за горьковатого привкуса.

Сегодня чай на Кубани выращивают и перерабатывают шесть компаний: «Мацеста чай», «Шапсугский чай», «Солохаульский чай», «Дагомысчай», «Хоста чай» и «ТД Холдинг». Практически все они — преемники и продолжатели дела тех предприятий, которые стали появляться три четверти века назад при СССР. Их продукция продаётся в торговых точках региона и за его пределами, хотя даже в самом Сочи её можно найти далеко не на каждом шагу. Выращенный у нас чай занимает мизерный процент в общем объёме его потребления в России. По понятным причинам мы не в состоянии сравниться с Китаем, Индией и другими южными странами в количестве, хотя вполне способны брать качеством. Главное, чтобы под видом Краснодарского чая не продавали что-нибудь совсем иное. 

Фото: предоставлено ГК Мацеста чай.

Чаянья чаеводов

«Большинство предприятий Краснодарского края смешивают чай со своих плантаций с недорогим импортным для увеличения продаж, - рассказывает заместитель директора «Хоста-чай» Сергей Мочалов. - Мы этим не занимаются и не делаем никакого купажированного чая. У нас его производят только из того листа, который сами выращивают. Также мы практикуем только ручной сбор, которой дороже механического, но обеспечивает лучшее качество продукции. В результате у нас выпускается только элитный чай - чёрный, зелёный, красный и жёлтый».

При таком подходе чай получается заметно дороже обычного. Хотя именно в нише элитных чаев у кубанского есть перспективы. Но готовы ли россияне столько платить?

«До России элитный чай не довозят, его весь забирают богатые западные страны, где есть культура чаепития, - объясняет Сергей Мочалов. - Те же англичане, которые были колонизаторами Индии, известны своими чайными традициями. Они пьют очень много чая, соответственно у них проплачены долгосрочные контракты, они владеют многими плантациями. Поэтому к нам испокон веков попадал импортный чай не самого лучшего качества. Конечно, если вы купите в Индии чай по цене пятьдесят долларов за килограмм, то он будет очень хорошим, но такой до России не доезжает. При этом на выставке пищевой промышленности в Москве можно купить китайский, вьетнамский, или индийский чай по двести рублей за килограмм. Это так называемая пыль вьетнамских дорог». 

Любому производителю выращенного в Краснодарском крае чая сложно конкурировать с коллегами из южных стран, где урожай собирают круглый год в больших количествах, да ещё и рабочая сила стоит дёшево. Во многом именно это является причиной, по которой листы с наших плантаций начали смешивать (купажировать) с импортными. Так можно сделать конечный продукт дешевле и доступнее для потребителя, ведь не каждый готов платить по 400-500 рублей за сто грамм стопроцентного сочинского чая. Но в то же время очень важно не допускать того, чтобы под видом отечественной продукции в магазинах продавали что-то на сто процентов завозное.

«Сколько нашего чая в этих упаковках, если в край ввозится 44 тысячи тонн чая в год, а выращиваем мы всего пятьсот тонн?», - задавался вопросом на одном из совещаний с чаеводами глава Кубани Вениамин Кондратьев несколько лет назад.

Именно по его поручению был разработан и с 1 марта текущего года начал действовать новый государственный стандарт «Краснодарский чай». Теперь в пачке с таким названием должно содержаться не менее 50 процентов чайного листа, произведённого в регионе. Введение ГОСТа направлено на повышение качества уникального для России продукта и защиту бренда, когда-то ставшего одной из визитных карточек южного региона России. Хотя надо сказать, что добросовестные производители и так держали марку. В то же время такие чаеводы совсем не уверены в том, что появление нового стандарта заставит их нерадивых коллег выполнять требования, и решит проблемы.

«Мы не против ГОСТа «Краснодарский чай», хотя и не были его разработчиками, - говорит руководитель «Мацеста чай» Константин Туршу.- Главное, что он никак не влияет на решение проблемы с контрафактным чаем, так как производителей, не имеющих собственных плантаций и фасующих импортный чай под маркой «Краснодарский», никто не проверяет. И даже если контрафактный чай изымается из торговой точки во время рейда УВД или Роспотребнадзора, административное наказание в виде штрафа несёт торговая точка, а не производитель».

Одной из главных задач, которую могут помочь решить власти, он считает продвижение сочинского чая на рынке. Это бы помогло стимулировать выращивание и производство. Константин Туршу отмечает, что сейчас у членов Ассоциации производителей Краснодарского чая нет ни одной торговой площадки на льготных основаниях в крае. В самом Сочи фирменные магазины есть только при фабриках, потому что аренда помещений в проходимых туристических местах курорта стоит очень дорого.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах