Счетная палата не поддержала законопроект, разработанный Росрыболовством и Минсельхозом. Регуляторы в очередной раз меняют правила игры в рыбной отрасли, в результате чего стоимость рыбной продукции на российских прилавках может вырасти ещё сильнее.
Речь идет о законопроекте о втором этапе программы инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. Он предусматривают перераспределение 24% от общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке под инвестиционные обязательства. Участники программы будут обязаны построить береговые заводы или новые суда, но именно на российских верфях. Кроме того, на аукционы с дополнительными обязательствами по строительству неких объектов хотят вынести 50% квот на добычу краба (другие 50% были проданы в 2019 году) и 100% квот на вылов моллюсков. Вступить в силу закон должен с 1 января 2023 года. Фактически квоты заберут у нынешних пользователей, хотя договоры с ними закончатся лишь через 10 лет.
Дискуссия вокруг этого документа продолжается уже год и вызвала серьезный резонанс в регионах, где будет реализована реформа.Госдума планирует рассмотреть поправки в законопроект в ближайшее время.
Аудиторы Счетной палаты выступили с резкой критикой документа. И, как оказалось, разрушительные инициативы затронут не только бизнес и прибрежные регионы, а каждого россиянина. В СП считают, что дальнейшие манипуляции с механизмом распределения квот приведут к серьезному подорожанию рыбы и морепродуктов для россиян.
Почему рыба на прилавке взлетит в цене?
По данным Росстата, задолженность предприятий рыбопромыслового и перерабатывающего комплекса на 1 июля 2022 выросла в 2,5 раза (по сравнению с 2017) и составила 139 млрд рублей, отмечено в заключении Счетной палаты. Чтобы сохранить свои промысловые квоты, рыбакам придется снова привлекать кредиты и существенно поднимать цены на все добываемые по квотам морепродукты. Ведь все набранные кредиты необходимо обслуживать. А значит как минимум часть кредитной нагрузки ляжет на плечи обычных россиян, которые будут вынуждены переплачивать даже за бюджетные сорта рыбы и другие продукты морского промысла.
Счетная палата призывает сначала дождаться окончательной реализации первого этапа инвестквот, разобраться с его результатами, а затем уже принимать дальнейшие решения по реформированию отрасли.
Государственные аудиторы утверждают, что и первый этап госпрограммы по инвестквотам нельзя назвать эффективным. Например, в сфере крабового промысла построены и начали работу всего три судна. 7 заложены на верфях, но имеют «фактически нулевую готовность». Еще 6 даже не начинали строить. Виной тому санкции: судостроители лишились возможности использовать западное оборудование и привлекать западных субподрядчиков, а также общее положение дел в судостроительной отрасли.
Аудиторы отмечают, что распределение квот через инвестаукционы оказалось неэффективным и с точки зрения привлечения в рыбодобывающую отрасль новых игроков. В 2019 все квоты выкупили действующие участники рынка. Но тогда в аукционах хотя бы приняли участие представители МСП. Повторная продажа квот на новых аукционах приведет к тому, что их выкупят самые крупные компании уже работающие в отрасли. А многие предприятия МСП обанкротятся и закроются.
В главном органе государственного аудита отмечают, что к сегодняшнему дню инвестпроекты первого этапа госпрограммы завершены менее, чем на 25%. И добавляют, что запуск второго этапа может привести к тому, что инвестпроекты первого этапа вообще никогда не завершатся.
Авторы законопроекта совершенно не принимают во внимание позиции региональных властей, считают в Счетной палате.
Губернаторы и местные заксобрания уже год бьют тревогу и твердят, что последствия нового перераспределения квот будут весьма печальными. По мнению региональных властей, переизбыток мощностей может вызвать рост браконьерства. Налоговые снизятся на миллиарды рублей. Из-за потери квот пострадают большинство отраслевых МСП. Начнется высокая безработица, многие рыбацкие поселения Дальнего Востока могут вообще обезлюдеть.
Все без исключения губернаторы целевых регионов, местные заксобрания и даже глава Совета Федераций заявили, что в своей нынешней форме законопроект неприемлем. Жирную черту под общественной дискуссией подвела Счетная палата — главный орган государственного контроля.
Прислушаются ли к выводам аудиторов российские законодатели, увидят ли сомнительные места законопроекта, поставят ли под угрозу продовольственную безопасность и здраво ли оценят социальную тревожность — покажет ближайшее время.