Турция изъявила желание подписать с Россией дополнительные соглашения по газопроводу «Турецкий поток», сообщил министр иностранных дел республики Мевлют Чавушоглу.
Накануне министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Москва начнет работу над возобновлением проекта. По его словам, первая ветка трубопровода может быть построена во второй половине 2019 года.
Любопытно, что на прошлой неделе, после переговоров с президентом России Владимиром Путиным премьер-министр Болгарии Бойко Борисов сообщил о вероятности разморозки другого российского газопровода — «Южного потока». «Болгария и Россия договорились создать рабочие группы по восстановлению российских энергетических проектов, включая строительство газопровода «Южный поток», — приводит слова Борисова агентство Bloomberg.
В российском Минэнерго, правда, официальных предложений от Болгарии по поводу строительства «ЮП» пока не получали.
Череда «потоков»
Оба газопровода, «Турецкий поток» и «Южный поток», должны были свести к минимуму транзит российского газа через территорию Украины. Сначала в планы Москвы входило строительство «ЮП», который должен был пройти через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению, Австрию, Италию и Хорватию. Ожидалось, что проект будет завершен к 2018 году, то есть к моменту окончания транзитного договора между Россией и Украиной. Однако летом 2014 года, на фоне охлаждения отношений с Москвой, Брюссель заморозил работы по «Южному потоку». По версии еврочиновников, газопровод не соответствовал нормам Третьего энергетического пакета, согласно которому одна и та же компания (в данном случае «Газпром) не имеет права одновременно осуществлять транспортировку газа и заниматься поставками топлива. Кроме того, Еврокомиссия настаивала на том, чтобы РФ допустила к «ЮП» других экспортеров. Проще говоря, трубу строит Москва, а пользуются ей сторонние поставщики, например, Азербайджан. Примечательно, что Болгария, которая сейчас вспомнила о проекте, первой заморозила реализацию газопровода.
В декабре 2014 года Россия отказалась от идеи строительства «Южного потока», но не от идеи поставлять «голубое топливо» в страны Европы в обход Украины. Тогда было принято решение о строительстве другого трубопровода — «Турецкого потока» (мощностью 60 млрд кубометров). «ТП» должен был пройти по дну Черного моря до Турции, а оттуда до границы с Грецией, дальше — в Македонию, Сербию, Венгрию и Австрию. Ключевое отличие «Турецкого потока» от его предшественника в том, что в рамках «Южного потока» за инфраструктуру, проходящую по суше, отвечала Россия, в «ТП» решать вопрос с поставками топлива на турецкой границе предстояло импортерам российского газа.
Однако и «Турецкий поток» повторил судьбу «Южного». На этот раз препоны проекту чинили не европейские чиновники, а турецкие власти. В конце прошлого года турецкие военные сбили на границе с Сирией российский самолет, после чего отношения между Москвой и Анкарой обострились и в реализации «ТП» была взята пауза. Россия между тем не заканчивала поиски альтернативного варианта поставок газа в Европу. Год назад на Восточном экономическом форуме было подписано соглашение по строительству второй ветки «Северного потока». Шансы на реализацию этого проекта эксперты оценивают как высокие. Дело в том, что во введении в эксплуатацию «СП-2» заинтересована Германия.
«Южный» или «Турецкий» поток?
Несмотря на перспективы «Северного потока-2» Россия одинаково заинтересована в реализации южных направлений транспортировки топлива. Дело в том, что часть сухопутного маршрута южного транспортного коридора уже построена на территории РФ, и Москва не готова отказываться от использования этих ресурсов для строительства любого из проектов — «Южного потока» или «Турецкого». Так у какого же из газопроводов шансов на реализацию больше?
После того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган извинился перед Россией за сбитый самолет, отношения между Москвой и Анкарой оживились: РФ сняла запрет на продажу путевок в Турцию, в правительстве прорабатывается вопрос о снятии продуктового эмбарго, а турецкий лидер оперативно приехал в Санкт-Петербург на встречу с Владимиром Путиным. Примирение говорит о том, что реанимация «Турецкого потока» более вероятна, чем «Южного», считают эксперты.
«Власти Болгарии уже осознали, как они просчитались. Да и Владимир Путин дал ясно понять, что от Болгарии и Еврокомиссии потребуются «железобетонные» юридические гарантии, а не декларации. А их, по всей видимости, никто не готов давать. «Газпром» и так из-за разворота позиции Софии понес репутационные и финансовые издержки в связи с расторжением контракта подрядчик «Газпрома», итальянская Saipem, подала иск в арбитражный суд на 759 млрд евро. Еще раз наступать на такие грабли Россия не хочет», — считает вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер.
С ним соглашается председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К», к.э.н. Иван Андриевский. «В данный момент вероятность реализации «Турецкого потока», выше, чем «Южного»: резкое сближение Москвы и Анкары после конфликта вполне может быть подкреплено крупным проектом. Однако, если Болгария заручится поддержкой ЕС, и даст гарантии по реализации «Южного потока», ситуация может кардинально поменяться. Европа не заинтересована в росте роли Турции, как крупного транзитера газа в ЕС — отношения Брюсселя и Анкары сейчас не самые теплые. Поэтому «Южный поток» может достаточно быстро получить «зеленый свет» от Еврокомиссии», — не исключает эксперт.
По его оценке, более привлекательным для России маршрутом является именно «Южный поток», поскольку он предполагает прямую транспортировку российского топлива в Европу. «Турецкий поток» подразумевает появление транзитера, при этом не самого надежного — последние события показали, как быстро могут меняться отношения России и Турции. А такой партнер подразумевает дополнительные риски.