Будут ли российские шины с завода Nokian такими же, как финские?
Финская компания Nokian Tyres готовится продать свой крупный завод по производству автомобильных шин компании «Татнефть». На производственных мощностях под Санкт-Петербургом новый собственник готовится начать выпуск покрышек под другими брендами. Что это за колеса и насколько они будут соответствовать признанному финскому качеству?
Завод на 286 млн евро
Правительство РФ одобрило крупную сделку по продаже российских активов компании Nokian Tyres. Покупает завод «Татнефти» за 23 млрд рублей, что эквивалентно 286 млн евро. В собственность «Татнефти» должны перейти ООО «Нокиан Тайерс», ООО «Хакка Инвест» и ООО «Нокиан Шина», которые занимались не только производством продукции, но и присутствовали на российском финансовом рынке и занимались логистикой.
При этом выпускаться на заводе должны шины под другими брендами. «Татнефть» по условиям сделки не может использовать название Nokian, а сеть шинных центров начнет работать под названием Ivanor.
Компания «Татнефть» уже имеет опыт производства автомобильных покрышек. Ей принадлежат компании Kama Tyres и Viatti. Как сообщает «Коммерсант», эти колеса ранее поставлялись в 48 стран, причем 35 стран относятся к дальнему зарубежью. Среди партнеров российских производителей компании из Израиля, Лаоса, Швеции и т. д. Завод Nokian под Санкт-Петербургом позволит компании расширить свой бизнес и найти новые рынки сбыта.
Могут ли новые собственники повторить качество шин Nokian?
«Контракт по продаже завода не всегда означает, что вместе с производственными линиями новому собственнику будут переданы передовые технологии, обеспечивающие выдающиеся характеристики, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Возможно, в данном договоре есть пункты, предусматривающие передачу ряд технологий, которые позволят выпускать шины надлежащего качества. Скорее всего завод будет выпускать вполне современную продукцию. Но все технологии никто и никогда не передает, а значит, финский производитель не станет делиться ключевыми секретами.
Дело в том, что ведущие производители шин берегут свою интеллектуальную собственность, которая позволяет им занимать передовые позиции на мировых рынках. В новые технологии и ноу-хау компании вкладывают миллиарды долларов, благодаря чему и обеспечивается их конкурентоспособность. У нас же иная традиция. Мы покупаем уже готовые технологии за границей. Так было в двадцатом веке с “Жигулями”, так же, как и с шинной продукцией. А значит мы можем рассчитывать на те технологии, которые ведущие производители посчитают возможным продать. В любом случае шины выпускаться будут, а завод продолжит работу».
Завод Nokian Tyres в России обладает большими мощностями и изначально был ориентирован на экспорт продукции в другие страны. Годовой объем производства приближался к 17 млн шин в год. Причем, весь российский рынок может потреблять 30–40 млн шин в год. Nokian Tyres экспортировал российские шины в Европу и Северную Америку. Выпуск продукции был остановлен летом 2022 года после введения эмбарго на экспорт товаров из России.