Для отечественных программ дорожного строительства требуется много этого нефтепродукта.
Британская общественность грустит из-за подорожания ремонта дорог, что произошло из-за сокращения поставок российского битума. Что такое битум, почему он так нужен дорожникам, куда мы его продаём и нужно ли нам искать новых покупателей — в материале aif.ru.
Ремонт дорог в Великобритании подорожал на 22%, так как с началом спецоперации на Украине поставки битума из России резко сократились. Об этом сообщается на сайте британской ассоциации муниципальных властей. Импорт битума запретили британские власти. И теперь, как подсчитали британские же эксперты, чтобы отремонтировать местные дороги в стране потребуется около 10 лет и свыше 12 млрд фунтов стерлингов.
Битум — незаменимое связующее звено дорожного покрытия, гидроизоляция для жилых и нежилых построек, кровельные материалы. Его делают из смеси гудрона и газойля, продуктов перегонки нефти при разных условиях. Секрет качества битума в составе гудрона, пропорциях смешивания и условиях производства.
«Для дорожников битум очень важен, не меньше, чем цемент для строителей домов, — говорит председатель Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. — Наши крупнейшие производители продвигали наш битум на европейском рынке».
При соблюдении технологии их производства покрытие дороги прослужит лет 12 и более. А от качества покрытия дорожной сети зависит очень многое. В том числе и экономика. По качественным дорогам доставка грузов идёт с меньшими затратами. В России научились изготавливать дорожные битумы, которые выдерживают очень низкие температуры. В них добавляют 4-5% специальных полимеров.
В 2021 году российскими предприятиями (которые принадлежат, главным образом, крупным нефтяным компаниям) было выпущено 6 млн 595 тыс. т битума. И его выпуск в РФ ежегодно растет. На первом месте дорожный битум — около 75% общего производства в стране. Вне зависимости от вида этого материала здесь Россия почти чистый экспортёр — импорт битума и в денежном, и в абсолютных значениях составляет не более 10% в год.
До 2014 года 64% нашего экспорта приходилось на Казахстан, но внезапно дружественная республика прекратила ввоз российского битума. Впрочем, недавно Мининдустрии РК предложило снять ограничения: Казахстан активно развивает собственное производств и даже начал экспортировать битум, но пока выпущенного не хватает и на собственные дорожные сети. Впрочем, долю Казахстана быстро поделили между собой Киргизия, Монголия, Белоруссия и Таджикистан, ныне крупнейшие импортёры российского битума.
В Европе очень активно закрывали и закрывают заводы по производству битума — ради выполнения «зеленой повестки». Поэтому там растет импорт и плечо перевозок. Крупнейшие потребители здесь Франция и Германия, на третьем месте Великобритания. В Южном Средиземноморье основным импортером битума является Турция. За ней идут Италия и Испания. Россия, быстро завоевавшая европейский рынок, «исключена» оттуда санкциями ЕС.
«Но у нашего правительства сейчас очень много планов дорожного строительства, — рассуждает Павел Горячкин. — А на нашем рынке как раз не хватает высококачественного битума, в чем виноваты и наши нефтяники-экспортёры. Теперь пришло им время повернуться лицом к нашему рынку. Мы, дорожники, рассчитываем на отечественные заводы. Нехватка качественного битума и его подорожание — одна из причин роста стоимости дорожного строительства в последнее время. Ведь с 14 тысяч рублей мы пришли к 35 тысячам за тонну битума, а это не нормально! Справедливая его цена находится в районе 18 тысяч. Так что, если весь наш битум пойдет на внутренний рынок, внутренний рынок всё “съест” и даже ещё попросит».