В Минпромтрге объявили о введении маркировки пива с 1 апреля 2023 года. Сначала коды будут наноситься на продукцию в кегах, с 1 октября добавится пиво в стеклянной и ПЭТ-таре, а с 15 января 2024 года — в алюминиевых банках. Так власти намерены бороться с контрафактом, чья доля превысила 16% от общего объема производства пива.
Может ли маркировка спровоцировать рост цен на «народный напиток»? В министерстве так не считают.
«Минпромторг последовательно выступает за развитие цифровой маркировки на комфортных для бизнеса условиях, — отметила директор Департамента цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Екатерина Приезжева, — в диалоге с лидерами рынка удалось выработать единый подход к включению пива в систему маркировки и начать выпуск пивной продукции с Data Matrix-кодами с 1 апреля 2023 года. Для безболезненного внедрения запуск маркировки разделен на 3 этапа, это решение позволит значительно снизить нагрузку на отрасль».
Между тем в Союзе российских пивоваров, объединяющем небольшие и средние производства, выразили противоположную точку зрения.
«Мы за контроль, но считаем маркировку избыточной мерой, — пояснил aif.ru Председатель Совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман, — ее в пивоварении не должно быть, так как в отрасли уже есть и эффективно работает ЕГАИС. В случае введения обязательной маркировки выпуск пива в РФ существенно сократится с пропорциональным сокращением акцизных отчислений, которые поступают в региональные бюджеты. Себестоимость пивоваренной продукции увеличится более чем на 10%, в основном за счет покупки, пусть и в рассрочку, маркировочного оборудования и его обслуживания. В прошлом году нам обещали, что для небольших пивоварен будут предложены недорогое оборудование и программное обеспечение к нему по цене от 25 000 до 120 000 рублей за комплект. Но по факту интеграторы маркировки выставляли малым пивоварам счета на 700-800 тысяч рублей, а одному небольшому заводу в Дагестане выставили счет на 6 млн рублей. Не забывайте, что техническая поддержка каждой линии розлива и программного обеспечения тоже будет не бесплатной. Есть примеры, когда за техподдержку с пивоваров просили 3 млн рублей в год. Все это скажется на отпускных ценах, в рознице пиво подорожает не менее чем на 15-20%.
Транснациональные компании, работающие в России, смогут понести такие расходы, а вот малым и средним пивоваренным заводам с российскими собственниками будет тяжело, часть из них может закрыться. Еще в 2009 году глобальные пивоваренные корпорации контролировали наш рынок на 90%, а сейчас их доля уменьшилась на треть. С введением маркировки есть риск выдавливания российских производителей с рынка, их доля опять начнет уменьшаться.
У транснациональных компаний есть еще один резон поддержать маркировку. Большинство из них официально заявили об уходе с российского рынка, и сейчас, стремясь сохранить хорошие отношения с властью, они могут многое пообещать.
Маркировку стеклянных бутылок должны начать лишь в октябре 2023 года, а в алюминиевой банке и вовсе в начале 2024 года. Неизвестно, будут ли еще к этому времени присутствовать на нашем рынке эти компании. А российские владельцы пивных производств никуда уходить не собираются, и именно по ним в первую очередь ударит маркировка».
Возможно, нововведение в пивной индустрии поможет бороться с контрафактом и увеличит поступления в бюджетную систему. Но повышение цен на пенный напиток явно будет негативно воспринято населением. Хотелось бы не выбирать между двух зол. Видимо, нашим властям нужно очень постараться, чтобы преуспеть в борьбе с контрафактом и при этом сохранить стоимость пива на прежнем уровне.