Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Федотов объяснил, какие существуют альтернативные варианты создания дальневосточной авиакомпании.
— Почему Якутия предлагает альянс дальневосточных авиакомпаний как предпочтительную модель реализации поручения Президента о создании дальневосточной авиакомпании?
— Напомню, в январе этого года Владимир Владимирович Путин дал поручение создать дальневосточную авиакомпанию, эксплуатирующую воздушные суда отечественного производства. На данный момент существует два подхода к созданию компании — на базе авиакомпании «Аврора» и в виде альянса дальневосточных компаний.
Альянс означает, в первую очередь, две вещи — единая сеть на базе маршрутов, имеющихся у авиакомпаний, и продажа единого билета. Это очень удобно для авиакомпаний и, самое главное, для пассажиров. Они получат единый билет, единый сквозной провоз багажа, единое накопление бонусов, расширенную сеть привычных маршрутов. Авиаальянсы — это широкая международная практика. Например, Аэрофлот входит в международный альянс SkyTeam, и это устраивает всех участников.
— Сколько времени потребуется для создания дальневосточного авиаальянса, если принять эту модель за основу?
— Думаю, не больше месяца. При этом хочу отметить, что создание альянса учитывает интересы всех авиакомпаний на Дальнем Востоке. Все мероприятия, конечно же, должны пройти под патронажем Минтранса и Росавиации.
— На состоявшемся в пятницу заседании совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации остро обсуждался вопрос о развитии авиации в ДФО. Как участник этой встречи прокомментируйте ее, пожалуйста.
— Дискуссия как раз велась вокруг двух моделей создания дальневосточной авиакомпании, хотя стратегически речь идет о сохранении и развитии отечественного гражданского авиастроения. Мы разошлись в принципиальном подходе.
На сегодняшний день АК «Аврора» эксплуатирует только зарубежные самолеты — Airbus и канадские Bombardier. И модель, разработанная авиакомпанией «Аврора», предусматривает еще большее увеличение импортных самолетов. Понятно, что лизинг, обслуживание, поставки комплектующих будут осуществляться также за рубежом, увеличивая доходы зарубежных компаний — конкурентов наших авиапроизводителей. Ежегодное субсидирование межрегиональных и местных авиаперевозок в модели «Авроры» оценивается примерно в 30 млрд рублей.
Мы предложили рассмотреть альтернативную мастер-модель, разработанную республикой Якутия совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией «Ростеха». Модель предусматривает эксплуатацию отечественных машин — увеличение количества SSJ-100, ввод в эксплуатацию Ил-114-300Л, МС «Байкал», вертолетов «Ансат». Необходимый объем субсидирования межрегиональных и местных авиаперевозок в 2 раза меньше — до 15 млрд рублей ежегодно.
Если летать будут только «иностранцы», они просто не дадут подняться на крыло нашим самолетам.
Показательно, что после заседания в некоторых СМИ появилось высказывание анонимного источника из Минтранса, который упрекает Якутию в том, что мы вынесли рассмотрение вопроса «на публику». Мы не намерены оставлять данную ситуацию без внимания и направили соответствующие запросы в Минтранс и Росавиацию. На мой взгляд, это странная попытка поссорить Минтранс и правительство Якутии. Замечу, что министр транспорта РФ Евгений Дитрих дал поручение своему аппарату проработать детали идеи дальневосточного авиаальянса.
— Не так давно на Дальнем Востоке действовали три крупные авиакомпании — «Дальавиа», «Владивосток Авиа» и авиакомпания «Якутия». Первые две не смогли выжить. Что с ними произошло и как этот опыт учесть в стратегии развития авиации на Дальнем Востоке?
— Так случилось, что они не смогли пережить тяжелейшие времена для всей нашей российской авиации.
Что касается «Авроры», она появилась, когда на Сахалине был губернатором Хорошавин, а на сегодня концепцию, которую разработала «Аврора», поддержал только регион, возглавляемый Фургалом. Параллели невольно возникают...
Что касается авиапредприятий округа — кроме Сахалина и Якутии, сегодня они работают на Камчатке, в Магадане, на Чукотке, и я уверен, что создание дальневосточной компании должно учитывать интересы всех.
— Какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы российская авиаотрасль перешла преимущественно на отечественные самолеты?
— Как мне кажется, на Дальнем Востоке столкнулись национальная авиационная промышленность и компании, которые летают и хотят продолжать летать на импортной технике. Как авиационный инженер по первой профессии хочу сказать, вводить новую технику крайне сложно. Наши оппоненты говорят, у зарубежных производителей все отлажено, «детских болезней» у самолетов нет. Но тогда, извините, нам нужно поставить крест на авиационной отрасли страны и, кроме всего прочего, закрыть тысячи и тысячи рабочих мест. Например, Комсомольск-на-Амуре сегодня выпускает суперджеты, в Иркутске собираются выпускать МС-21, Улан-Удэ настроен выпуск вертолета МИ-8 и легкомоторного самолета «Байкал», Казанский вертолётный завод — на «Ансат», подмосковные Луховицы — на Ил 114-300. Для работы авиационных заводов необходим поток заказов от авиакомпаний. Все три компании республики Якутия готовы летать на отечественной технике. На российской авиатехнике, на наш взгляд, должны работать и авиакомпании дальневосточного альянса. Мы должны думать о том, чтобы небо России принадлежало российским самолетам.