Из-за падения нефтяных цен добыча «чёрного золота» в США становится менее рентабельной — в ряде американских штатов обостряется бюджетный дефицит, а также рекордными темпами сокращается число функционирующих нефтяных скважин. Всего за неделю в США была приостановлена работа 55 буровых установок. А с декабря их количество уменьшилось на 209 штук, что является максимумом за всю историю наблюдений компанией Baker Hughes Inc. Если в октябре прошлого года в Америке насчитывалось 1609 вышек, то к середине января их осталось только 1366.
Кроме того, после падения прибыли и крупнейшая нефтесервисная компания США Schlumberger объявила, что вынуждена сократить 9 тысяч сотрудников.
Наконец, в Штатах зафиксировано первое банкротство нефтедобывающей компании. Из-за обвала сырьевых котировок техасский производитель сланцевых нефти и газа WBH Energy накопил задолженность в 50 млн долларов.
Судя по всему, планы США стать экспортёром нефти откладываются на неопределённый срок.
Революция отменяется?
Похоже, что события, происходящие в американской нефтянке, являются как раз тем эффектом, на который рассчитывала Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК), отказавшись в ноябре прошлого года сокращать квоты на добычу сырья. После решения картеля «чёрное золото» продолжило дешеветь с новой силой, обновив минимумы в 70 долларов, затем в 60 долларов, а затем и в 50 долларов за баррель.
Ряд экспертов придерживаются мнения, что путём низких цен на углеводороды главный лоббист сохранения текущих объёмов нефтедобычи Саудовская Аравия пытается устранить США, как конкурента-экспортёра. Усиление «сланцевого бума» в Штатах неминуемо привело бы к выходу американской нефти на мировую арену. Несмотря на многолетнюю дружбу с Вашингтоном, допустить американцев на рынок энергоресурсов саудиты не могут.
Серьёзные намерения саудовских властей подтверждают их заявления. Так, министр нефтяной промышленности королевства Али Аль-Наими утверждал, что падение стоимости нефти даже до 20 долларов за баррель не вынудит Саудовскую Аравию изменить свою позицию, ведь себестоимость добычи углеводородов в этой стране составляет всего 4–6 долларов за баррель, и теоретически саудиты могут пережить достаточно долгий период низких цен на «чёрное золото».
Разброс себестоимости добычи у американских сланцевых проектов очень разный. Одни скважины интересны для бизнеса при 40 долларах и до сих пор остаются устойчивыми, для других, и их большинство, уровень в 50–70 долларов уже на грани рентабельности.
«Для Америки комфортный уровень цен — 50–60 долларов за баррель, но это внутренняя цена. Для сланцевой нефти 50 долларов за баррель — это минимальная планка, при которой себестоимость её производства превышает цену при продаже», — рассказывает генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский.
Несмотря на то, что себестоимость сланцевых проектов значительно выше традиционной добычи, сланец не уйдёт с рынка — американцы просто будут ждать более благоприятной ситуации, уверены эксперты.
«Не стоит думать, что нефть упала в цене навсегда. Цены меньше 50 долларов за баррель не выгодны уже и большинству стран ОПЕК. <…>Экономика циклична. Если есть глубокое падение, то сейчас ряд глобальных концернов будут сокращать инвестиции в сегмент добычи, всё это приведёт к сокращению предложения на рынке нефти, и, соответственно, это поставит вопрос о более высокой планке на спрос. В таком случае мы увидим новую фазу, и она будет фазой стабилизации и удорожания энергоресурсов. В этом случае американцы вернутся со сланцевой нефтью на рынок», — считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Кроме того, добавляет эксперт, банкротства некоторых добытчиков сланцевой нефти и приостановка работ буровых установок в США нельзя считать синдромом массового банкротства нефтедобывающих компаний. «Они будут идти по другому пути, наплевав на экономические аспекты, будут снимать «сливки» – не забуриваясь в глубины, будут добывать нефть с поверхности. В таком случае себестоимость добычи будет, конечно, низкомаржинальная, но она будет приемлемой. Кроме того, возможны и субсидии сектору от правительства США», — не исключает Пасечник.
Американцу всё хорошо
Интересно, что дешевеющая нефть несёт не только негативные, но и позитивные последствия для американской экономики.
Несмотря на сланцевый прорыв, США по-прежнему остаются крупным импортёром «чёрного золота», и, учитывая тот факт, что добыча в Штатах сократится, стране потребуется закупать ещё больше сырья по нынешним привлекательным ценам.
«Если мы берём американскую экономику в целом, то, учитывая, что их планы стать экспортёрами нефти откладываются на неопределённый срок в связи с остановкой ряда сланцевых формаций, период дешёвой нефти является благоприятным моментом. Положительным аспектом удешевления нефти для США можно назвать, например, развитие автомобильного сектора экономики: на это влияет дешёвый бензин — 2 доллара против недавних 4», — отмечает Пасечник.
Согласно прогнозу Всемирного банка, в этом году экономика Америки вырастет на 3,2%, в том числе за счёт низких цен на нефть. Аналитики агентства Oxford Economics выяснили, что ВВП США будет расти, даже если стоимость барреля опустится до 40 долларов. «Гораздо больше людей, которые выиграют от снижения цен на нефть, чем тех, кому будет больно в США», — подчёркивает один из авторов исследования Габриэль Стерн.
По его словам, за счёт дешёвой нефти 200 млн американских водителей сэкономят порядка 750 млн долларов на газе (стоимость «голубого топлива» привязана к нефтяным котировкам — прим. ред.). Кроме того, миллионы американцев сэкономят порядка 120 млрд долларов на отопление. Вырученные деньги пойдут на другие расходы, что принесёт новый стимул национальной экономике.
«Поскольку США не очень много экспортируют нефти на внешний рынок, скорее, для Америки дешёвая нефть — это благо, поскольку она означает более низкую себестоимость валового продукта, что приводит к повышению благосостояния США», — указывает Андрей Листовский.
Впрочем, без ложки дёгтя в американской нефтяной эйфории всё-таки не обойтись. Мировые рынки устроены таким образом, что одновременно с падением цен на нефть происходит рост курса доллара, а это означает, что продукция американских экспортёров становится более дорогой и менее конкурентоспособной за рубежом.