В бумаги или?..
Алексей Чеботарёв, «АиФ»: Виктор Викторович, многие эксперты считают, что государственной экономической стратегии у нас нет...
Виктор Ивантер: Официально нет. Но подписаны так называемые «майские указы» президента, где даны основные направления экономической политики. И многие пункты «майских указов» выполняются.
- Какие? О невыполнении этих указов слышно часто, а вот о выполнении...
- Самое серьёзное продвижение - по программе перевооружения армии. А «оборонка» создаёт спрос на новые технологии (например, атомные), которые можно применять и в гражданской экономике. Другое направление - высокотехнологичная медицина. Поэтому сейчас государство вкладывает деньги в «оборонку» и медицину. И это правильно. Но в «майских указах» было ещё несколько правильных приоритетных направлений, на которых никакого движения нет. Не идёт, например, восстановление промышленности. А некоторые решения буквально саботируют. Причём самые важные - об инвестициях, которых так давно ждёт наша экономика. Вместо механизма финансирования предлагается система бюрократического издевательства! Она специально выстроена так, что бизнес денег не получит!

Давайте разберёмся в причинах нынешнего кризиса. У нас серьёзно упали темпы экономического роста. Из-за санкций? Нет. По моему глубокому убеждению, которое подтверждается статистикой, мы всё это сами сотворили. Кризис, падение темпов экономического роста - из-за отсутствия инвестиций, причём именно государственных. Государство должно вкладывать деньги прежде всего в производственную инфраструктуру и дороги. Так почему же мы их вкладываем в американские ценные бумаги? Всё очень просто. Да, эффективность и безопасность... Но главная причина в другом. Вот, допустим, упали в цене эти бумаги. Кто виноват? Конечно же, американцы. А если вложили деньги в нашу экономику и ничего не получилось? Виновато будет правительство.
В экономику можно вкладывать эффективно. Речь не идёт о разбазаривании средств - эти деньги вернутся. Конечно же, не надо финансировать всё подряд. Необходима система отбора проектов. Нужно использовать ресурсы Центробанка: ЦБ кредитует коммерческие банки, а те кредитуют предприятия. И здесь очень важен вопрос цены денег. Если бизнесмен берёт кредит под 20% годовых, но при этом не торгует девочками или наркотиками, значит, он не платит либо зарплату, либо налоги. Сегодня в обрабатывающих производствах доходность - максимум 10%. Это значит, что брать кредит под 20% никто не может. Добиться скидки способно только крупное предприятие. Мы неконкурентоспособны по сравнению с западными инвесторами даже на внутреннем рынке, ведь процентные ставки в Европе и США символические. А наш средний бизнес не имеет доступных кредитов.
Дыра в кармане - к доходу
- Но в бюджете дыры, правительство экономит. Сколько, по-вашему, нужно и можно вложить в экономику?
- Резервы ЦБ - порядка полутриллиона долларов, это в 2-2,5 раза больше, чем необходимо. Значит, около 250-300 млрд долл. может быть инвестировано. Что касается дефицита бюджета, то это вещь естественная. Если образовался дефицит из-за того, что деньги идут в экономику, - это предвестник будущих доходов. А если дефицита нет, значит, деньги не попадают в оборот. 3%-ный дефицит - это нормально для экономического роста.
- Скажете ещё, что инфляция - это здорово...
- Инфляция - это очень позитивный процесс, обеспечивающий равновесие между спросом и доходами, исключающий товарный дефицит и известные нам по прошлой жизни очереди. Другое дело, что полезна она в разумных пределах - до 5-10%. В реформируемой экономике инфляция должна быть более высокой.
В целом же наша экономика требует вмешательства государства. При этом, конечно, есть сферы, где государству действительно делать нечего. Это, например, торговля. И там есть поле деятельности для антимонопольных служб, но управлять торговлей не нужно. Если будут нормальные условия, она сама себя вытянет.
- В 1990-е, если не считать добычу нефти и газа, наша экономика была преимущественно торговой. Сейчас структура изменилась?
- Не совсем, но у нас не 90-е годы, это точно. Есть не только торговля, многие другие благополучные отрасли. Очень высок уровень развития в добывающих отраслях, пищевой промышленности, металлургии. Сейчас у нас потенциал экономического роста - 6-8%. В обрабатывающих отраслях этот потенциал и вовсе выражается двузначными числами. Главное, что у нас есть, - полная энергетическая независимость. Мы - единственная страна мира, которая ею обладает. Нам хватает энергоресурсов не только для себя, но и для экспорта. Из-за этого мы и пошли по такому пути: чем возиться, например, с сельским хозяйством, лучше продадим нефть и купим всё, что нам нужно. Но внезапно выяснилось, что продовольственная безопасность - тоже важный элемент независимости страны. А просто так, в один миг заместить импорт продовольствия не получается. Есть отрасли, исторически находящиеся в тяжёлом состоянии. Это, например, электронное машиностроение. Существенные провалы в станкостроении, машиностроении, автомобилестроении. При этом мы сохранили компетенции в энергомашиностроении. Для восстановления отечественного машиностроения надо возродить связь науки и производства, наш научно-промышленный комплекс - отраслевые НИИ. Но всё упирается в отсутствие инвестиций.
Тормоз - в головах
- Так что же мешает государству вкладывать средства в развитие?
- Идеология. Раньше - коммунистическая, теперь - либеральная. Догматизм идейный... Сейчас догма - либеральный подход к экономике: мол, управлять ничем не надо, оно как-нибудь само… Но разве мог возникнуть Интернет на коммерческих условиях? Никак не мог, это военная разработка. Поэтому есть вещи, которыми надо управлять. Когда у нас нет контроля за рыночными отношениями, мы получаем то, что у нас происходит в туристическом бизнесе.
- Серия банкротств...
- Это не банкротства, а мошенничества! Банкротство - это нормально, но банкротов у нас сейчас нет, есть мошенники. Поэтому, с одной стороны, надо дать рыночную свободу, то есть прежде всего доступ к ресурсам, с другой стороны - контролировать их использование. Одно не противоречит другому.
- А как обычному человеку в нынешних условиях контролировать свои ресурсы, сбережения? Что посоветуете: покупать валюту или участок под огород, чтобы семью прокормить?
- Нужно прежде всего помнить, что нет никаких оснований для паники. У нас сейчас очень высокие ставки по вкладам. При этом должно быть понятно, что если вам предлагают 12-15% годовых, то этот банк, скорее всего, обанкротится. Нет такой эффективности в банковском секторе. Так что деньги надо хранить в очень серьёзном банке. А вот покупать валюту не следует. И главное - нужно работать. Причём каждый день. Если человек работает каждый день - это гарантия того, что он будет жить хорошо.

Михаил Беляев: коллапс банковской системы чреват катастрофой экономики
Опять наказали. Пострадает ли экономика России от новых санкций?
Что ждёт экономику России во втором полугодии 2014 года? Прогнозы экспертов
Эра Поднебесной. Поможет ли российской экономике сотрудничество с Китаем
Себе в убыток? Что происходит с ценами после введения продуктовых санкций