В результате перекрёстных санкций РФ и Запада инфляция в России ускорится и не уложится в прогнозы властей, убеждены аналитики «ВТБ Капитал». По мнению экспертов, отложенные последствия антисанкций приведут к инфляционному шоку в первом квартале 2015 года, пишет РБК Daily.
Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, в 2014 году инфляция составит 6,5–7,5 %, в следующем году и того меньше — 6,5%. Однако, по сведениям газеты «Коммерсантъ», на этой неделе МЭР должно внести «небольшие, но принципиальные» коррективы в макроэкономический прогноз до 2017 года. По информации издания, ведомство может понизить оценку инфляции на 2015 год, что позволит ликвидировать ожидаемое обнуление роста доходов населения.
«В прогнозе предполагалось, что продовольственные санкции РФ действуют год — до августа 2015 года. Как в такой ситуации можно было предполагать столь высокую инфляцию? Текущая ситуация предполагает разовый шок, но понижательный тренд инфляции не изменится», — заявил источник газеты в Минфине.
Экономисты из «ВТБ Капитала» не разделяют ожиданий финансово-экономического блока правительства относительно инфляции и прогнозируют рост цен в 2014 году на уровне 8 %. Основной эффект от продуктовых запретов наступит вместе с возможным введением в регионах РФ налога с продаж (НСП) в 2015 году, убеждены эксперты. Инфляционный пик в 9 % придётся на февраль, после чего годовые темпы роста цен пойдут на спад, полагают эксперты.
Кстати, на прошлой неделе Росстат подвёл первые инфляционные итоги после того, как РФ ввела «аккуратные санкции». В материалах статистического ведомства говорится, что наибольшее удорожание зафиксировано в стоимости товаров, попавших под эмбарго. Так, с 19 по 25 августа на 1,4 % подорожала курятина, на 1,4 % — свинина, на 0,4 % — сыры, на 0,3 % — мороженая рыба. Примечательно, что яблоки, обычно дешевеющие в августе, выросли в цене на 0,4 %.
АиФ.ru опросил экспертов и выяснил их инфляционные ожидания.
Артём Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex:
Рост цен уже наблюдается по основным сегментам товаров. Более того, когда стали дорожать социально значимые продукты, правительство было вынуждено запустить меры системного мониторинга ценовой стабильности, дабы предотвратить риски необоснованного повышения цен в краткосрочной перспективе. Поставщики и ритейлеры уже отчитываются на ежедневной основе перед регулирующими органами, чтобы власти точно знали, кто, когда и по какой причине инициирует повышение цен.
Ключевыми факторами роста индекса потребительских цен продолжают оставаться колоссальные темпы оттока капитала, чрезмерное рефинансирование банковского сектора со стороны российского мегарегулятора, внутренняя конвертация по причине бегства населения в иностранную валюту, а также эмбарго на ввоз продовольственных товаров из стран, присоединившихся к санкциям против России.
Если бы инфляционное давление оставалось под контролем, стоимость корзины минимального набора продуктов не подскочила бы на 12 % за один лишь квартал. Ключевыми факторами роста индекса потребительских цен продолжают оставаться колоссальные темпы оттока капитала, чрезмерное рефинансирование банковского сектора со стороны российского мегарегулятора, внутренняя конвертация по причине бегства населения в иностранную валюту, а также эмбарго на ввоз продовольственных товаров из стран, присоединившихся к санкциям против России.
Запрет на ввоз продовольственных товаров спровоцировал шок предложения на внутреннем рынке и привёл к совершенно логичному повышению конечной стоимости. Поскольку на текущем этапе нам не удаётся в полной мере запустить механизм импортозамещения, а также повысить самодостаточность российского рынка за счёт внутреннего производства, ответные санкции продолжат нести риски роста инфляционной составляющей. Если добавить сюда ещё и фискальные причины, связанные с отсутствием доверия к национальной валюте, а также ухудшенными перспективами экономического роста, к концу этого года инфляция вполне может превысить 8 %.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари»
Я бы не стал говорить о резком росте цен. В 90-е годы инфляция иногда достигала 20–30 % в месяц, в нулевые она также была выше текущего уровня, другое дело, что тогда это компенсировалось быстрым экономическим ростом. В реальном выражении доходы частных лиц выросли почти в два раза. Инфляционных факторов много, конечно, торговые войны и налог с продаж сделали своё дело. Но главное — это ослабление рубля. Оно подогревает инфляционные ожидания, скорость обращения денег. Думаю, по итогам года инфляция составит 8–8,5 %.
Платон Магута, управляющий активами УК «Фонд Магута»
Внешний фактор, связанный с санкциями против России, пока успешно сдерживается, но если произойдёт дальнейшее усиление давления, прежде всего, на финансовый сектор — это может привести к определённым трудностям и увеличить инфляционные ожидания населения, которые обычно традиционно проявляются в покупках наличной валюты для того, чтобы обезопасить свои сбережения.
Можно предположить, что правительство, ЦБ РФ и Министерство финансов постараются смягчить плавное ослабление рубля, как рыночными методами, так и государственным регулированием.
Но рост цен начинается традиционно после летнего затишья и, возможно, этой осенью станет более ощутимым. Целевой уровень потребительской инфляции в России в 7,5 %, скорее всего, выстоит, так как РФ располагает ещё финансовыми накоплениями.