В правительстве обсуждается вопрос повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 % до 20 %. Окончательное решение об увеличении налога будет принято до конца июля. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже поддержал идею, с президентом Владимиром Путиным вопрос ещё не обсуждался, утверждают федеральные источники газеты «Ведомости».
Вместо налога с продаж
Варианты повышения налогового бремени правительство начало активно обсуждать с начала июля. Изначально Минфин рассматривал возможность введения регионального налога с продаж в размере 3 %. Ещё одним проектом Кабмина было повышение с 2018 года НДФЛ с 13 % до 15 % и НДС с 18 % до 20 %. Похоже, от этих предложений правительство решило отказаться, а НДС увеличить не через четыре года, а уже со следующего.
Налог на добавленную стоимость является одним из ключевых источников бюджетных доходов. По оценке властей, в этом году за счёт НДС бюджет должен получить 3,7 трлн рублей. После увеличения налога в 2015 году доходы могут составить порядка 0,5 трлн рублей, тогда как доходы от налога продаж в два раза меньше — по подсчётам Минфина, за счёт налога госказна могла бы пополниться на 200 млрд рублей.
Стоит отметить, что в бюджетном послании 2012 года Владимир Путин обещал не увеличивать налоги на несырьевой сектор в этом электоральном цикле. Однако, как говорит источник издания, черта «неповышения налогов» психологически пройдена, и трудности с наполнением бюджета не оставляют правительству иного выхода. Собеседник «Ведомостей» признаёт, что о принятии решения о повышении НДС политически объявить сложнее, чем о введении налога с продаж, но «сейчас красивых решений уже нет — выбираем из плохого и худшего».
Кто под ударом?
50 % повышения налога на добавленную стоимость ляжет на плечи компаний, другие 50 % — на потребителей. При этом вклад увеличения налоговой нагрузки в инфляцию не должен быть выше 1 %, считает правительственный чиновник.
По мнению первого вице-президента общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамары Касьяновой, увеличение НДС ударит по слабеющей автомобильной отрасли. «Уже сегодня автопроизводители говорят о резком снижении спроса на иномарки в России в условиях санкций и конфликта на Украине. Но повышение НДС только усугубит ситуацию. Российские налоги крайне неэффективны, в особенности на фоне ввоза французских десантно-вертолётных кораблей «Мистраль» без НДС. Безусловно, обороноспособность России должна ставиться во главу угла как во внешней, так и во внутренней политике страны. Но вряд ли желание укрепить геополитические позиции встретит отклик у российского общества», — рассуждает Касьянова в беседе с корреспондентом АиФ.ru.
Кроме того, в случае поднятия налога на добавленную стоимость уже в 2015 году пострадает сфера импорта в Россию тех товаров, которые будут считаться по максимальной ставке согласно законодательству. К тому же гарантий того, что минимальные ставки по НДС не будут пересмотрены в большую сторону, нет, отмечает Касьянова.
Эксперт не исключает, что отечественным предприятиям и представителям малого и среднего бизнеса, работающим только на внутренний рынок, придётся заняться реструктуризацией своего бизнеса, чтобы остаться на рынке. «Самое неприятное в данной ситуации, что увеличение НДС не сможет гарантировать стабильности российской экономики. Если начнёт происходить массовый отток иностранного капитала из России, то совершенно не ясно, как будет развиваться наша экономика и промышленное производство. Не исключено, что казна недополучит ещё больше средств от ухода предпринимателей в тень. А покупатели и потребители также ощутят на себе нагрузку», — замечает экономист.
Самое неприятное в данной ситуации, что увеличение НДС не сможет гарантировать стабильности российской экономики
Если сравнивать введение налога с продаж с повышением налога на добавленную стоимость, то обе эти инициативы будут отрицательно влиять на покупательскую способность россиян. «Налог с продаж может спровоцировать представителей малого и среднего бизнеса резко взвинтить цены на товары и заставить других игроков на рынке вводить демпинговые цены, а повышенный НДС — ударить по импорту и внутреннему рынку», — полагает Касьянова.