Пассажиры, которые оплатили подорожавшие авиабилеты, внесли главный вклад в рекордные показатели отечественных авиакомпаний, объяснил aif.ru доцент кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Плеханова Максим Максимов. Но их возможности сегодня находятся на пределе.
Как подсчитали специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), показатель выручки авиакомпаний по итогам года может достичь рекордных 1,8 трлн руб. При этом пассажиропоток пока не вернулся к уровню докризисного 2019 года, когда он составил 128,1 млн человек. Как отмечают аналитики АКРА, в прошлом году было перевезено 105 млн человек, а в этом вряд ли будет преодолен показатель в 115 млн, так как это уже предел, связанный с нехваткой самолетов.
«Основной вклад в эти показатели внесло повышение цен на билеты, — уверен эксперт Максимов. — По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), средняя стоимость перелета в одну сторону по России выросла за год более чем на 30% — с 7,6 тыс. до почти 10 тыс. руб. На зарубежных маршрутах рост цен также был существенным».
Только за счет такого роста цен, по его словам, уже можно обеспечить заявленное увеличение выручки. Впрочем, следует отдать должное ведущим авиакомпаниям России, которые смогли обеспечить максимально возможное использование самолетного парка.
«Одна из причин роста показателей — сильное сокращение маршрутной сети, особенно иностранной, — добавляет независимый аналитик по транспорту Дмитрий Адамидов. — В то же время деньги у наших людей остались, как и желание потратить их, в том числе и на авиапутешествия».
Так что авиакомпании, как отмечает эксперт, просто спокойно подняли цены, например, в рамках «динамического ценообразования». Власти пока смотрят на это сквозь пальцы, но не исключено, что вскоре наступит период, когда начнутся показательные наказания за рост тарифов, потому что они тоже толкают общую инфляцию. И тогда мы увидим снижение цен с нынешних 30% на 10-15%. В итоге все будут довольны, и ситуация успокоится.
«Что же касается общего состояния авиапарка, то пока можно сказать, что ситуация складывается не так плохо, как ожидалось в 2022 году на пике паники, — продолжает Адамидов. — Понять, насколько все безопасно и как исполняются технические регламенты, довольно трудно, но, учитывая, что серьезных инцидентов пока нет, можно надеяться, что авиакомпании относятся к вопросам безопасности со всей ответственностью».
Физический максимум текущего парка самолетов всех российских авиакомпаний способен обеспечить объем перевозок на уровне 115-118 млн пассажиров, говорит Максимов. То есть в настоящий момент ресурсные возможности российской пассажирской авиации практически включены на полную.
Ранее сообщалось о том, по кому прежде всего ударят транспортные новации.