В 2016 году «ЗЕЛЁНЫЙ КРЕСТ» стал по-настоящему международной наградой. И пусть Евразийский экономический союз ещё не оформил все свои соглашения, а слова «дружба народов» кажутся штампом из далёкого прошлого, в конкурсе впервые принимали участие аптечные сети из Армении, Грузии, Казахстана и Украины. В следующем году к премии присоединятся Белоруссия и ещё ряд стран Европы…
Фармацевтические рынки объединяются, начиная сотрудничать между собой и активно консолидируясь внутри себя. Среди участников премии пока наиболее активны крупнейшие аптечные сети. Однако лауреатом в номинации «Глава аптечной сети» стал человек, которому удалось бросить вызов главным игрокам лекарственной розницы.
Специалисты выбирают
Признание аптечного сообщества получил управляющий партнёр Ассоциации независимых аптек (АСНА) Александр Кондратьев. В прошлом году АСНА была признана аптечной сетью года по мнению представителей профессиональных СМИ, а в этом году аптечное сообщество обратило внимание на заслуги её руководителя.
Достоинство Международной фармацевтической премии «ЗЕЛЁНЫЙ КРЕСТ», учреждённой совсем недавно – весной 2015 года, – в том, что в отличие от многих других конкурсов награды получают наставники и учителя. Те, кто на большинстве других конкурсов остался бы в тени (кому придёт в голову наградить медалью тренера, если свою заслуженную медаль уже получил его подопечный?).
А ещё в том, что лучшие аптеки и лучших аптечных работников определяют… сами аптечные работники. Принять участие в голосовании аптечного сообщества может любой провизор или фармацевт. Проходило оно параллельно голосованию экспертов на сайте Фармацевтического центра «Знание». Участники конкурса, за которых активнее всего голосуют фармспециалисты, автоматически попадают в список финалистов премии – и именно из них жюри выбирает будущих лауреатов.
С самых первых шагов
Лучшим аптечным работником премия «ЗЕЛЁНЫЙ КРЕСТ» признала Наталью Тарасову. Тётя Наташа, как ласково называют провизора жители Южного Бутова, трудится в своей аптеке (государственная аптека № 428, впоследствии – «Доктор Столетов») уже 21 год. Многих постоянных клиентов, которые и сегодня приходят за советом, Наталья помнит ещё маленькими детьми.
В прошлом году премией «За вклад в развитие аптечного сообщества» был награждён директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. «ЗЕЛЁНЫЙ КРЕСТ» оказался его первой наградой за 23 года работы на фармацевтическом рынке… В нынешнем году лауреатом премии был признан Иван Саганелидзе. Человек, который создавал аптечную сеть «Доктор Столетов», организовывал с нуля аптечную сеть «А5» и превратил «36,6» в аптечную сеть номер один. И неважно, что эти крупнейшие сети давным-давно сделали свои первые шаги. Иногда первые шаги оказываются решающими – их неудачи трудно исправить, их успехи почти невозможно перечеркнуть.
Маркетинг и просвещение!
В номинации «Инновация года» победила аптечная сеть «Самсон-Фарма» – первая и пока ещё единственная аптечная сеть, внедрившая у себя программу лояльности «Аэрофлот-Бонус». Казалось бы, очередная скидочная акция – чего не сделаешь для привлечения покупателя в кризис? Но у этой акции огромнейшее социальное значение. Самый популярный способ получить мили – это покупки по кредитной карте, счастливый обладатель которой рано или поздно привыкает жить в кредит. Если же начислять скидки на авиаперелёты за заботу о здоровье – своём и близких, – то у пациента сформируется совершенно другой тип поведения. Так маркетинговый ход аптечной сети оказывается… социальной функцией аптеки.
Кстати, именно «Самсон-Фарма» стала аптечной сетью года по мнению Экспертного совета премии. А фармацевты и провизоры проголосовали за другую компанию – аптечную сеть «Вита» из Самары. Звание лучшей региональной сети получила республиканская сеть «Аптеки 36,6» из Казани.
«В наше время, когда активно растёт доля крупных сетей, небольшим региональным сетям всё труднее сопротивляться их экспансии. К тому же крупным федеральным аптечным сетям легче победить в той или иной номинации. Именно поэтому мы уже по традиции выделяем региональных, локальных игроков, которые не боятся вызова федеральных сетей и продолжают активно развиваться, предоставляя населению качественные услуги по доступной цене», – пояснил председатель оргкомитета премии «ЗЕЛЁНЫЙ КРЕСТ», глава Ассоциации аптечного менеджмента и маркетинга Гарик Тадевосян.
В 2016 году «ЗЕЛЁНЫЙ КРЕСТ» учредил номинацию «Образовательный проект для фармацевтов и провизоров». Победителем в этой номинации стал проект «Фармконсультант» Агентства медицинской информации МЕДФОРУМ. Выбирая достойнейших, фармация идёт от маркетинга к просвещению. К просвещению пациентов и специалистов.