24 декабря судостроительный комплекс «Звезда» получил заключение о соответствии сухого дока всем техническим требованиям проектной документации, документ выдан после завершения проверки Ростехнадзора и Госэкспертизы. Один из ключевых объектов второй очереди строительства судоверфи «Звезда» официально введен в эксплуатацию на три года раньше, чем было предусмотрено планом строительства верфи.
Сухой док ССК «Звезда» — самый большой в России и один из самых крупных в мире. Подобные гидротехнические сооружения никогда еще не проектировались и не строились в нашей стране.
Судостроительный комплекс «Звезда» создается на Дальнем Востоке консорциумом инвесторов во главе с НК «Роснефть» по поручению президента Владимира Путина. На ССК «Звезда» в эксплуатацию уже введены: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и современной судо-транспортной системой, транспортно-передаточный док. Построенные цеха дали возможность приступить к постройке судов, не дожидаясь окончания работ по строительству верфи.
Уникальный объект для строительства судов
Уникальный объект длиной 485 метров, шириной 114 метров и глубиной 14 метров позволяет строить все типы существующих и перспективных судов без ограничения спускового веса корпусов, в том числе крупнейший ледокольный танкер-газовоз для работы на Северном морском пути, атомные ледоколы проекта «Лидер», буровые суда высокого ледового класса, сложную морскую технику, изготавливать элементы верхних строений полупогружных и других морских платформ.
Строительство сухого дока началось в сентябре 2018 года. В торжественной церемонии заливки первого кубометра бетона принял участие президент России. В ходе строительства было вывезено 1,5 млн м3 грунта, отсыпаны искусственные земельные участки объемом свыше 170 тыс. м3, забито свыше 8,5 тыс. свай, залито в конструкции дока и достроечных набережных более 190 тыс. м3 бетона.
В сухом доке установлено уникальное насосное оборудование. Четыре насосных установки мощностью 4800 кВт способны откачать около 600 тыс. м3 морской воды в рекордно короткие сроки, не более чем за 8 часов. Это самое производительное насосное оборудование, которое установлено на российских верфях.
Также в доке установлен плавучий затвор (батопорт). Плавучая конструкция длиной 114 метров и высотой 12 метров отделяет от акватории камеру дока, дно которой расположено ниже уровня воды. Корпус батопорта, выполненный из судостроительной высокопрочной стали, имеет сплошную водонепроницаемую обшивку и разбит палубами и переборками на воздушные, балластные и открытые отсеки. В составе батопорта имеются балластные системы, системы осушения, вентиляции, клапаны заполнения сухого дока, а также система местного пожаротушения и пожарная сигнализация. Управление батопортом осуществляется с центрального пульта и местных постов. Еще одна особенность — наличие проезжей части на верхней палубе батопорта.
Кроме этого, на док доставлен технологический затвор, который позволяет разделить площадь дока на отдельные независимые отсеки для строительства сразу нескольких судов. Установлены 4 башенных крана грузоподъемностью по 60 тонн и козловой кран «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн.
Сухой док общей площадью 65 тыс. м2 и общим объемом 900 тыс. м3 состоит из главной насосной станции (ГНС) (включает в себя 15 насосов) общей площадью 2 087 м2; соединительной набережной № 1 (длина 124,5 м); соединительной набережной №2 (длина 77,58 м); достроечной набережной № 1 (длина 111,62 м); достроечной набережной № 2 (длина 410 м); достроечной набережной № 3 (длина 400 м); основного затвора (батопорт) и промежуточного технологического затвора сухого дока; портальных кранов, г/п 60 т (4 шт.); козлового крана типа «Голиаф», г/п 1 200 т; комплекса очистных сооружений производственно-дождевого стока; пунктов обогрева; трансформаторных подстанций напряжением 10 кВ (6 шт.); станции газификации технических газов; постоянной зоны таможенного контроля; наружных сетей и технологического оборудования.