Бизнес внёс в информационное пространство тему своей социальной ответственности и настойчиво её развивает. Но всегда ли он искренен?
Сокрушаясь из-за снижения доходов людей
На недавнем совещании с президентом, где обсуждались меры по стимулированию инвестиционной активности, генеральный директор группы «Черкизово» Сергей Михайлов говорил о здоровье нации. Сокрушаясь из-за снижения покупательной способности населения, он предложил государству расширить адресную социальную поддержку малоимущих граждан. Это, по его словам, стало бы ещё одним механизмом регулирования при больших колебаниях цен на продукты питания и позволило бы сбалансировать дефицит и профицит продовольственной корзины.
«Такая форма поддержки производит дополнительный положительный эффект, потому что качественный рацион сегодня — это здоровье нации, а значит, снижение расходов на медицину как для государства, так и для граждан», — убеждал главу государства заботливый бизнесмен.
Правда, к этому он добавил, что поддержка будет стимулировать спрос и позволит дать ещё один мощный импульс развитию АПК и привлечь дополнительные инвестиции.
А теперь посмотрим на операционные результаты деятельности группы «Черкизово» на её официальном сайте. Объёмы продаж свинины (живок) в феврале этого года снизились по отношению к февралю прошлого на 81% (!), причём падение на 66% произошло за один месяц этого года (с января по февраль). Объёмы продаж самого дешёвого куриного мяса почти не уменьшились: они сократились на 5% с февраля 2020-го по февраль 2021-го и на 2% за один прошедший февраль.
Можно было бы пенять на снижение покупательной способности населения, если бы не одновременный рост цен на мясо. Средняя цена реализации свинины (живок) поднялась у группы «Черкизово» за год на 36%, а за последний месяц — на 6%. Средняя цена реализации кур за год повысилась на 26%, за последний месяц — на 7%.
Михайлов сетовал президенту на рост котировок зерновых и масличных, что увеличивает себестоимость продукции. При этом информация о реальной марже группы «Черкизово» не разглашается. Однако у президента, думается, есть данные экономистов, которые показывают, что большинство наших крупных предпринимателей в течение этого кризисного года не снижали, а, наоборот, наращивали свои прибыли. Параллельно они тянули у государства деньги, как могли и как привыкли: на прямые и непрямые преференции, поддержку своих потребителей и пр.
Только деньги?
Продолжается банкротство компании «Белая птица-Курск», одной из структур в прошлом крупного производителя мяса бройлера «Белая птица», контроль над которой, выкупив права требования у «Россельхозбанка», получила группа «Черкизово». Недавно на торги повторно выставлено её имущество. И, по словам конкурсного управляющего Екатерины Огири, общая начальная стоимость 3 лотов снижена с 7,5 млрд рублей до 6,67 млрд.
В СМИ появилась информация о том, что и другое попавшее под банкротство предприятие — Башкирский птицеводческий комплекс им. Гафури (бренд «Индюшкин») — может достаться группе «Черкизово».
Банкротство — широко применяемый бизнесом способ приобретать новые активы. Группа расширяет свои владения, вот только прибыль её снижается. В 2019 году, по данным из открытых источников, она сократилась почти в 2 раза. В 2018 году она составила 5,4 млрд рублей (выручка — 13 млрд рублей). Кто хоть немного смыслит в бизнесе, тот понимает, что при таких объёмах активов суммы смешные. Возможной причиной парадокса называют выведение денег в зарубежные активы.
Приводятся и другие красноречивые факты. Есть среди структур группы, к примеру, АПК «Михайловский»: там трудится 0 (!) сотрудников, и убыток в 2018 году составил 1,5 млн рублей. В ТПК «Черкизово» 1 сотрудник, убыток в 2018 году — 17 млн рублей. «Тамбовская индейка», соучредителем которой является испанская компания «Корпоративная группа Фуэртес», получила в 2018 году убыток в 534 млн рублей.
Над заботой о здоровье нации гендиректора группы «Черкизово» и его желанием довести потребление мяса в нашей стране с нынешних 77 кг на душу населения до среднеевропейских 83 можно было бы умилиться. К сожалению, реальные показатели, а не слова, заставляют вспомнить, что нет у бизнеса иной священной цели, кроме извлечения прибыли, даже при убытках.