Объединенная двигателестроительная корпорация (АО «ОДК», в составе Госкорпорации Ростех) проделала значительную работу по доработке парка авиационных двигателей ТВ7-117В, что позволило продолжить летные испытания и эксплуатацию многоцелевых вертолетов Ми-38. Генеральный конструктор «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев поделился с «Аргументами и фактами» информацией о развитии программы создания вертолетного двигателя, а также о преимуществах и перспективах развития семейства двигателей ТВ7-117.
Важно отметить, что ОДК сосредоточила свои усилия на разработке и совершенствовании двигателей ТВ7-117В для многоцелевого вертолета Ми-38. Это позволило достичь высокого уровня надежности и эффективности двигателей, обеспечивая безопасные и комфортные полеты. Проделанная работа позволила улучшить характеристики двигателя ТВ7-117В, сделав его более конкурентоспособным по сравнению с другими моторами того же класса.
В производственном плане ОДК стремится к увеличению объемов производства двигателей ТВ7-117В, чтобы удовлетворить растущий спрос на данный продукт. Компания активно внедряет современные технологии и оптимизирует процессы, чтобы повысить производительность и снизить себестоимость двигателей.
— Всеволод Александрович, какой сейчас статус у программы и ее последние достижения?
— Двигатель производится серийно, 12 июля 2018 года Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) выдан Сертификат на авиационный двигатель ТВ7-117В. В настоящее время проводится доработка парка, изготовление новых двигателей и комплекс работ по увеличению ресурсных показателей двигателей ТВ7-117 и покупных комплектующих изделий.
По результатам дополнительных сертификационных испытаний двигателя ТВ7-117В Росавиацией в июле 2023 года выдано Одобрение главного изменения типовой конструкции двигателя, которое удостоверяет реализованный комплекс мероприятий и обеспечение требований эксплуатантов по сертификации вертолета по категории «А» — взлет с площадок ограниченного размера.
Также летом 2023 года ОДК-Климов планово увеличил количество циклов работы мотора для обеспечения программы вертолетов Ми-38 холдинга «Вертолеты России», испытаний и дальнейшей серийной эксплуатации.
Для повышения надежности и пожаробезопасности двигателя реализован комплекс мероприятий, которые подтверждены стендовыми испытаниями двигателя, а также наземными гонками и летными испытаниями в составе объекта, улучшения одобрены Росавиацией в январе 2023 года.
Кроме того, Росавиацией сняты ограничения по эксплуатации двигателя только с включенным отбором на систему кондиционирования воздуха (СКВ), который поступает в кабину пилота. Работа силовой установки и газодинамические параметры были также проверены в ходе летных испытаний вертолета.
— Как результаты работы над двигателями ТВ7-117В влияют на всю линейку?
— Этапные доработки и изменения, направленные на расширение условий эксплуатации двигателей ТВ7-117В, являются важными для удовлетворения потребностей рынка и обеспечения высокой производительности двигателей. Они позволяют улучшить характеристики двигателей, повысить их надежность и безопасность, а также расширить возможности их применения в различных природно-климатических условиях. ОДК-Климов использует опыт по совершенствованию вертолетных модификаций в работе над самолетными модификациями ТВ7-117СТ-01/02, которые предназначены для отечественных региональных самолетов.
План по улучшению характеристик ТВ7-117В и всего семейства двигателей ТВ7-117 указывает на стратегический подход компании и ее стремление к непрерывному совершенствованию продукта. Это подчеркивает важность инноваций и развития для ОДК-Климов и позволяет ему оставаться конкурентоспособным на рынке авиационных двигателей.
— В чем преимущества двигателя? Какие сейчас актуальные эксплуатационные характеристики?
— Двигатель ТВ7-117В предназначен для установки на многоцелевые вертолеты средней грузоподъемности типа Ми-38 и его модификаций.
Современный двигатель ТВ7-117В для вертолетов Ми-38 имеет взлетную мощность 2800 л. с. Его отличает топливная экономичность, новая цифровая система автоматического управления и контроля двигателя типа FADEC, которая обеспечивает надежную работу двигателя, необходимые защитные функции, а также объективный контроль основных параметров с выводом в кабину пилота, повышая безопасность полетов.
Двигатель обладает увеличенной мощностью на Чрезвычайном режиме до 40%, что делает его лучшим в своем классе.
Последние модификации двигателя спроектированы с применением цифрового двойника. Путем моделирования с помощью этой технологии мы проводили виртуальные эксперименты. Нам это позволило сократить время на сертификационные испытания.
Благодаря цифровому проектированию и применению новых технологий удалось оптимизировать массу двигателя. В частности, на двигателях семейства ТВ7-117 будут применяться технологии литья под низким давлением, что позволит существенно — на 10-15% — снизить массу деталей, в основном корпусных. При производстве мотора используются аддитивные технологии, некоторые детали изготовляются путем селективного лазерного спекания. ОДК-Климов — один из немногих, кто использует данную технологию в серийном производстве.
Кроме того, на двигателях семейства применяется цифровая система автоматического управления типа FADEC — блок автоматического регулирования и контроля разработки ОДК-Климов. Система позволяет управлять двигателем во всех полетных режимах, в нее входят встроенная противопомпажная система и достаточно большой комплекс самодиагностики, что позволяет своевременно найти отказы и устранить их.
— Готово ли производство к увеличению производственной программы?
— ОДК-Климов полностью и в сроки обеспечивает потребности заказчиков в количестве двигателей. Работы идут в рамках утвержденного графика на текущий и следующий год.
ОДК-Климов акцентирует внимание на своей способности удовлетворять растущий спрос на двигатели семейства ТВ7-117 и готовности к масштабному увеличению производства. Это позволяет компании укрепить свою позицию на рынке и привлечь новых клиентов, заинтересованных в надежной поставке качественных двигателей.