Потребители настолько привыкли к действию моющих средств и стиральных порошков, что давно не задумываются о том, как они работают. За счет чего любимы засаленные джинсы вновь становятся свежими и чистыми, а чашка, погрязшая в черноте от кофе, приобретает белоснежность? Для того, чтобы понять, как создают бытовую химию, зачем её нужно постоянно улучшать и при чем здесь погодные условия, корреспондент АиФ.ru отправился в Инновационный центр компании «Procter & Gamble» в Брюсселе.
«Умный» дом
Один из крупнейших научно-исследовательских центров компании находится всего в нескольких километрах от столицы Бельгии. Именно здесь более 600 научных сотрудников разрабатывают, улучшают и всячески моделируют качественные характеристики, запах, расход стиральных порошков и гелей, средств для мытья посуды, кондиционеров для белья и прочих средств бытовой химии, которыми пользуются порядка 2 млрд человек по всему миру.
Причем, каждое изменение в продукции — это результат диалога с обычными потребителями. К ним, надо сказать, в компании особое отношение. Часто замечание людей служит поводом пересмотреть состав того или иного средства. Для этого в центре существует «Дом потребителя», где воссоздана домашняя обстановка среднестатистического европейского жителя.
Около сотни потребителей съезжаются сюда каждый день, и под пристальным вниманием видеокамер чистят, убирают, стирают так, как бы они это делали дома. За их поведением наблюдают сотрудники компании: как используется порошок или капсулы для стирки, почему не отмываются тарелки, сколько пены образуется в жесткой и мягкой воде, почему требуется больше средства для стирки одного и того же количества белья и пр.
И после потребители смело могут делиться своими впечатлениями и пожеланиями. Кстати, благодаря этому мы сегодня имеем средства для стирки в холодной воде. «Некоторые потребители отмечали, что стирка при высоких температурах может испортить вещи, — рассказывает руководитель Брюссельского инновационного центра Procter & Gamble Дэвид Инграм. — И мы поняли, что пришло время поменять формулу продукта». Также благодаря отзывам потребителей появились капсулы Fairy для посудомоечных машин, с которыми посуду не нужно предварительно ополаскивать.
Но, по словам Дэвида, «Дом потребителя» позволяет понять и ошибки людей при использовании средств. «К сожалению, потребители не всегда пользуются нашими рекомендациями по использованию средств и их дозировке для наилучшего результата, — продолжает Дэвид. — Так, в случае стирки с капсулами иногда оболочка средства растворяется не полностью. Решить эту проблему очень легко: достаточно следовать инструкции и класть капсулу на дно барабана, а не поверх белья».
Робот в помощь
Но, конечно, сотрудники компании ориентируются не только на советы потребителей, но и буквально «мучают» свои средства на робототехнике. Она на недостатки и преимущества продукции указывает куда больше. Роботы появились в компании, чтобы оценить эффективность средств как для стирки, так и для мытья посуды и пола.
Для этого здесь работает специальная станция, отдаленно напоминающая современные анализаторы крови в крупных больницах. В нее кладется небольшая пластиковая кассета с 96-ю ячейками, в которых находятся образцы уже испачканной ткани. И дальше в работу включается машина: она берет ингредиенты и составляет из них разные комбинации чистящих средств, которые должны отстирать загрязнения в ячейках. Здесь может регулироваться температура и жесткость воды, и имитироваться работа стиральной машины в зависимости от той или иной страны. Исследование проводится сразу с несколькими видами загрязнений и тканей. Вариант, справившийся с заданием лучше всех, станет новой формулой капсул для стирки.
Синтетика — магнит для жира
Эксперименты со средством, тканями и видами загрязнений на этом не заканчиваются. Несмотря на то, что робот фактически выполняет функцию стиральных машин, исследователи предпочитают дополнительно убедиться в эффективности того или иного средства в реальных условиях.
В «Тест-лаборатории», куда я попадаю сразу после, находятся 280 стиральных и сушильных машин из разных стран мира. С их помощью удается провести почти 1000 исследований в год, а это больше 25 тысяч циклов стирки, около 100 тысяч образцов ткани и 250 тысяч отстиранных пятен. Они воссоздают реальные домашние условия потребителей для тестирования эффективности новых продуктов.
«Мы оцениваем не только эффективность удаления пятен, но и сохранение белизны вещей и яркости цветов, — говорит специалист Брюссельского инновационного центра P&G Анник Вандепутте. — Ведь люди не стирают только белые вещи, с развитием моды мы все чаще имеем дело со смешанными тканями всевозможных расцветок и принтов. И если не улучшать технологии, то после первой стирки одежду можно будет выкинуть».
По словам Анник, лишь 30% загрязнений попадают на одежду извне, остальные 70% — это невидимые естественные выделения нашего тела (пот, соли, отмершие клетки кожи и кожный жир). «Именно они буквально въедаются в ткань, — продолжает Анник Вандепутте. — Со временем эти загрязнения накапливаются в ткани и желтеют. Особенно это заметно на синтетике — она словно магнит для жирных веществ».
Для того, чтобы как можно сильнее «натренировать» средство для стирки, здесь закупают образцы ткани со специально нанесенными идентичными пятнами, а иногда и старую одежду в секонд-хендах. «Наша задача — не отстирать до конца все пятна. Они созданы таким образом, чтобы этого невозможно было сделать. Важно оценить степень их удаления и не допустить, чтобы отмытая грязь вновь оседала на уже чистую одежду в процессе стирки», — делится Анник.
Эксперты оценивают и то, какого цвета на выходе оказалась одежда. «Главные враги — это желтизна и серость. Поэтому у нас есть специальную палитра цветов, которая помогает оценить яркость и цвет вещей. Нам важно усилить белый цвет, сохранить контрастность цветов и избавить вещи от вида изношенности».
Стирка стирке рознь
Оказывается, качество стирки зависит и от того, в какой стране ты стираешь. Например, в США довольно мягкая вода, а популярные стиральные машины используют до 60 литров за одну стирку. А значит, гели и капсулы, созданные для европейцев, могут ничего не отстирать. «А в Японии в стиральных машинах часто нет нагревающих элементов, поэтому нужно средство, хорошо действующее в холодной воде. — продолжает Анник. — Поэтому нам приходится подбирать разные формулы для гелей и капсул одного и того же бренда, например Ariel, и тестировать их на машинах из соответствующих стран».
Тоже самое происходит и с сушилками. Ведь от условий сушки вещей зависит их мягкость и аромат. «Понятно, что для России, где довольно влажный и холодный климат, и Саудовской Аравии, где круглый год непереносимая жара, нужны совершенно разные средства для стирки», — уточняет эксперт.
Аромат правит вещами
И, наконец, завершаю свое путешествие по исследовательскому центру у парфюмеров. Именно благодаря их фантазии мы так любим чистую одежду. «Удивительно, но потребители не воспринимают одежду, постиранную средством без ароматизаторов, в один голос утверждают парфюмеры компании. — И, скорее всего, они предпочтут средство, которое пахнет свежее. Ведь наш мозг способен воспринимать до 1 трлн различных оттенков аромата. Именно он говорит нам, что вещь чистая, яркая и красивая».
Эксперты признаются, самые летучие элементы, которые мы чувствуем в первую очередь, это запахи цитрусов и красных ягод. Вторым слоем ложатся средние ноты, которые воспринимаются сразу после стирки. Например, индийский жасмин. И, наконец, еще несколько дней после этого нас сопровождают базовые ноты — ваниль, мускат, сандаловое дерево и пр.
«В последние несколько лет мы заметили, что из-за постоянной суеты люди выбирают ароматы, связанные с природой, — признается Катрин Ганал, парфюмер P&G. — И наша задача — с помощью аромата показать как можно больше её оттенков — от морского бриза до вспышки вулкана. Так, например, родилась новая линейка ароматов Lenor, вдохновленных природой».
Кстати, на восприятие запаха, как и в случае с сушкой одежды, очень влияют погодные условия страны, а также культурные особенности. В той же Саудовской Аравии могут не прижиться наиболее популярные ароматы у россиян, и наоборот. Более того, отношение к запаху складывается и из-за цвета самого средства для стирки. Если кондиционер «Морские минералы» сделать розовым, покупатель будет в замешательстве и вряд ли купит продукт.