В печатном цеху всегда шумно — по конвейеру проезжают свежеотпечатанные газеты, журналы, каталоги. На нижнем этаже рабочие на специальном транспорте развозят огромные рулоны с бумагой. Развозят так быстро, что это напоминает площадку для картинга. Рабочие проходят вдоль стен, чтобы не мешать проезду.
«7 дней в неделю, 4 смены. Динамика нашего бизнеса сильно отличается от динамики любого другого бизнеса, — говорит генеральный директор полиграфического комплекса «Экстра-М» Андрей Харьков. —Например, в машиностроении цикл производства достаточно растянутый: не выполнил заказ сегодня — довыполнишь завтра. Где-то нагонишь, но выполнишь свои обязательства. У нас иная динамика: если газета не отпечатана к двум–трём часам ночи, она, соответственно, не попадает в почтовое отделение, в киоски. Даже если ты нагонишь это всё утром, издание будет никому не нужно, потому что следующий день — это уже новый контент».
Наверху в цехах идёт подготовка газет — файлы, полученные от редакций, переносят на алюминиевые пластины. Каждая страница исполняется в четырёх цветах — чёрном, синем, красном и жёлтом. Дальше с пластин начинают делать оттиски — так создаются газетные страницы.
10-летие в «Экстра-М» отмечают научной конференцией — чтобы обсудить последние тенденции в мире полиграфии. Затем — большой банкет и ещё одна традиционная акция — посадка дерева. На аллее возле комплекса своего часа ждёт очередной, десятый саженец. Но даже в день юбилея работу нельзя остановить ни на минуту.
Печатный цех «Экстра-М» — самый крупный в Восточной Европе. Здесь трудится около четыр`хсот сотрудников. Недельный расход бумаги — порядка 800 тонн. К типографии, расположенной в Красногорске, подведены железнодорожные пути, чтобы доставлять сырьё, которое здесь превратится в печатную продукцию. Поставщики бумаги в основном российские. Оборудование и комплектующие — иностранные, так как в России ничего подобного не производят. Это не очень удобно для предприятия, но другого выхода нет. Краску поставляют англичане, они же с помощью специальной программы следят за её расходом на предприятии и, видя, что запасы подходят к концу, тут же организуют доставку следующей партии. За 10 лет здесь многое изменилось — внедрены десятки новейших технологий печати.
«Когда мы говорим о том, что 10 лет — срок небольшой, действительно, если оглянуться назад и вспомнить Гуттенберга, Ивана Фёдорова, с точки зрения истории 10 лет — это одно мгновение, — рассуждает генеральный директор полиграфического комплекса «Экстра-М» Андрей Харьков. —Но если задуматься над тем, сколько сил, сколько души было вложено в компанию, 10 лет кажутся эпохой. Этот секрет долголетия связан с двумя факторами. Мы же не возникли из ниоткуда, мы продолжаем традиции издательского дома «Правда», с которым объединились в 2006 году. Выпустив первый тираж на самом совершенном, самом скоростном оборудовании, мы до сих пор сохраняем позицию флагмана отечественной полиграфии. И этот симбиоз исторических традиций и современных методов хозяйствования обеспечивает нам не только лидерство, но и долголетие».
«Типография создавалась в период перед очень большим расцветом, который продлился до 2010 года, — вспоминает Юлия Казакова, заместитель руководителя департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. —За эти годы типография выросла с точки зрения сервисов. Экспедиция, доставка, распространение — целый комплекс, который по тем временам был новым и современным. И, сохраняя традиции советской полиграфии, лучшие мировые технологии переносились сюда, на эту площадку. Сегодня это одна из немногих типографий, обеспечивающих медиапотребности Московского региона».
На дне рождения полиграфического комплекса собрались представители власти, коллеги, эксперты, и самое главное — партнёры, представители СМИ, которые здесь печатаются. Ведь для любого издания очень важно найти своего издателя. Кстати, именно здесь появляются на свет свежие номера «Аргументов и фактов».
«Нас связывают 10 лет работы, за это время типография зарекомендовала себя надёжным и качественным партнером, — говорит Денис Воронков, генеральный директор издательского дома «Аргументы и факты». —10 лет — очень юный возраст, и мне хочется пожелать им финансового благополучия, чтобы весь дружный коллектив продолжал дальше соблюдать высокие стандарты и печатать качественно, в том числе и наше издание».
«Я не могу не замечать тенденции, связанной с падением читательского спроса. Это не значит, что люди стали меньше интересоваться актуальной информацией, нет, они стали её черпать из несколько других источников, — рассуждает Андрей Харьков, генеральный директор полиграфического комплекса «Экстра-М». —Означает ли это смерть газетной полиграфии? Конечно, нет. В качестве аналогии можно привести пример, связанный с переходом европейских стран на безналичный расчёт. В ходу появились банковские платежи и карточки. Скажите, вытеснили ли они бумажные деньги? Нет. Пока существует, на уровне подсознания, тактильных ощущений, доверие к бумаге, будь то книга, журнал, газета, будут востребованы и бумажные носители.