Крупная торговая сеть «Пятерочка» за первый квартал 2022 года в Москве и Московской области увеличила число самозанятых сотрудников на 17% по сравнению с четвёртым кварталом прошлого года. В магазинах сети такие работники отрабатывают уже около 140 тысяч часов в месяц.
Торговая сеть на регулярной основе сотрудничает с самозанятыми в Санкт-Петербурге, Воронеже, Москве и Подмосковье: в этих городах количество рабочих часов таких сотрудников в марте этого года выросло вдвое по сравнению с февралём. Как правило, по такой схеме привлекается персонал для работы в нескольких направлениях: для выхода на короткие смены в час пик (наибольшая нагрузка на кассы), для приёма, разгрузки и выкладки товара в зале, размещения ценников и так далее. Эти задачи не требуют значительной профессиональной подготовки и могут быть закрыты людьми даже без релевантного опыта в ритейле. Всё больше самозанятых выходят на сборку заказов для клиентов сервиса доставки.
Торговая сеть сотрудничает с несколькими электронными платформами, которые занимаются привлечением самозанятых сотрудников и обеспечивают юридически безопасную сделку при заказе услуг. Директора магазинов размещают заявку в специальном мобильном приложении или на сайте, а желающий дополнительно заработать может откликнуться на неё и выйти на несколько часов на работу в торговый зал. Предварительно самозанятый получает необходимые задачи и рекомендации по работе от директора магазина. Для регистрации и возможности отклика на заявки кандидату необходимо иметь статус самозанятого, из документов нужен паспорт и медицинская книжка, обязательно заключается рамочный договор.
После окончания смены директор ставит оценку выполненной работе, таким образом у самозанятого сотрудника формируется рейтинг на портале. Оплата поступает в зависимости от договорённости: в тот же день, по итогам нескольких смен, в конце недели или месяца — пожелания сотрудники указывают в своём профиле на платформе. В перспективе до конца года сеть сможет привлекать до 10% самозанятых сотрудников. Сейчас внутри компании разрабатывают единую методику, которая с июня поможет нанимать самозанятых в магазины во всех крупных городах страны.
«Гибкость, адаптивность в предоставлении условий труда — это тренд нашего времени, которому следует торговая сеть, оперативно отвечая на запросы целевых аудиторий. Мы понимаем, что потребность в гибких графиках и коротких сменах у людей будет только расти, потому что это удобно — откликнуться на заявку в мобильном приложении и выйти на несколько часов, что устраивает и самого сотрудника, и работодателя. В следующий раз он может вернуться в эту “Пятёрочку” или выйти в другой магазин нашей сети рядом с домом. Такой вариант уже пользуется большим спросом у разных целевых аудиторий: студентов, пенсионеров, женщин в отпуске по уходу за ребёнком», — рассказала директор по персоналу и организационному развитию торговой сети Лилия Дерябина.