Период новогодних праздников — это не только время тёплых встреч, но и стресс для людей и бизнеса. Под конец года нужно успеть сделать всё, но сценарий повторяется: мы обещаем купить подарки заранее, а 28 декабря оказываемся в панике.
Миллионы людей заказывают подарки онлайн — магазины работают на пределе, сортировочные центры перегружены, курьерские службы доставляют в разы больше заказов. Те, кто откладывает покупки, сталкиваются с нехваткой товаров, взлётом цен и срывами сроков доставки.
Почему готовиться к Новому году следует заранее?
Во‑первых, это экономия. Чем выше спрос — тем выше цены. К середине декабря спрос достигает пика, растут цены, ходовые товары становятся дефицитом, акций минимум. В пиковые дни курьерские службы вводят повышающие коэффициенты за срочность.
Покупая подарки в начале декабря, ещё можно взять их со скидкой или по реальной цене, не переживая, что товара не будет в магазине. Чем ближе Новый год, тем сильнее пустеют склады и витрины. В первую очередь исчезают гаджеты, новогодняя атрибутика, подарочные наборы, детские игрушки, косметика и парфюмерия, аксессуары.
Немаловажен психологический фактор. Когда подарки не куплены, а до праздника считанные дни, даже спокойные люди нервничают. Походы по магазинам, мониторинг маркетплейсов, поиск замены отсутствующему товару и переживания из‑за задержек превращают подготовку в испытание. Покупка заранее может превратить «новогоднюю гонку» в приятный процесс.
Что нужно купить в первую очередь
- Детские игрушки (в том числе «игрушку года» — их сметают первыми).
- Сложную электронику и новинки (игровые консоли, новые модели смартфонов).
- Товары hand‑made и на заказ (мастерам нужно время на изготовление).
- Импортные товары (закладывайте время на таможню).
- Парфюмерию и косметику (популярные ароматы и праздничные наборы исчезают быстрее всего).
Служба доставки Деда Мороза
Логистика не столь эластична, как спрос, и не может резко увеличить обороты. Маркетплейсы могут привезти больше товаров, но сортировочные центры не резиновые. Курьеры могут работать дольше, но не могут быть в двух местах одновременно.
«Может показаться, что логистика — это что‑то абстрактное, далёкое от бытовых задач. Но на самом деле именно она определяет, появится ли ваш подарок под ёлкой вовремя. И здесь важно понимать: логистическая система не умеет мгновенно масштабироваться. Она не растягивается, как резинка. И если в обычные месяцы она работает с запасом, то в декабре спрос растёт настолько стремительно, что даже самые технологичные компании проходят испытание на выносливость. На самом деле рост начинается ещё в ноябре, и мы это видим по статистике „Авито Услуг“, где под конец года резко возрастает спрос и предложение на услуги грузоперевозок и фулфилмента», — рассказала руководитель категории «Транспортные услуги» направления «Авито Услуги» Евгения Лазарева.
Любой товар проходит длинный путь до продажи: от производства, через таможни и регионы до распределительных центров. Если эта цепочка по каким-то причинам, поясняют в «Авито Услугах», задерживается уже в самом начале, то к середине декабря догнать спрос практически невозможно.
В декабре грузооборот в распределительных центрах растёт в разы, и это первое «узкое горлышко». Каждая фура, ожидающая разгрузки, задерживает поток. Далее — сборка заказов на складе: десятки операций при десятках тысяч заказов в день.
Наконец, «последняя миля» — путь от склада до двери. Курьеры работают на пределе: десятки адресов в день, пробки, снег, отсутствие парковки, неработающие домофоны. Даже если предыдущие этапы прошли идеально, проблемы курьерских служб могут сдвинуть доставку на сутки и больше.
«Грамотное планирование новогодних покупок — это не просто способ сэкономить деньги, но и возможность избежать стресса, связанного с предновогодней суетой. Понимая особенности логистической цепочки и учитывая все факторы, влияющие на доставку, вы сможете обеспечить своевременную доставку подарков и порадовать своих близких качественными презентами. Если покупать подарки в начале декабря или сразу после ноябрьских распродаж, ваш заказ проходит всю цепочку до начала перегрузок. Ассортимент в это время ещё широкий, цены стабильные, доставка работает почти в штатном режиме», — считает Лазарева.