Судостроительный комплекс «Звезда» отмечает свой первый небольшой, но важный юбилей: 5 лет с момента создания. Работы над уникальным для страны проектом начались в декабре 2015 года по поручению Владимира Путина. Строит верфь консорциум инвесторов во главе с нефтяной компанией «Роснефть».
На новом производстве применяют принципиально новые технологические решения, за счет чего судоверфь получила звание одного из самых современных производств в мире. Так как специалисты ССК «Звезда» используют инновационные методики, у них появляется больше возможностей, чтобы реализовывать даже самые сложные проекты.
Создание судостроительного комплекса идет в два этапа. За 5 лет уже построены блоки корпусных производств, окрасочные камеры, открытый достроечный стапель с парком уникальных кранов и отличной современной судо-транспортной системой, транспортно-передаточный док. При этом они уже введены в эксплуатацию. Сегодня на верфи выполняют достаточно серьезные и масштабные проекты. В портфеле заказов ССК «Звезда» — около 50 судов. Начальную загрузку обеспечила «Роснефть», которая заказала ССК 28 специализированных судов.
Заказы, размещенные на судоверфи, включают такие уникальные проекты, как танкеры «Афрамакс» дедвейтом 114 тысяч тонн, танкеры-газовозы, атомный ледокол «Лидер», суда снабжения.
Вторая очередь проекта ССК «Звезда» планируется к вводу в 2024 году. Новые объекты комплекса позволят специалистам заниматься строительством судов и морской техники без каких-либо ограничений. Например, «Звезда» обеспечит Россию самым современным гражданским флотом для освоения северных месторождений и круглогодичной навигации по Северному морскому пути. В рамках строительства второй очереди судоверфи возводят сухой док, дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники.
На верфи установлено 40 единиц кранового оборудования, включая два уникальных козловых крана типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн каждый. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, которые работают на других судостроительных комплексах, — лишь 500 тонн.
На верфи построено сложнейшее инженерное сооружение — тяжелый открытый достроечный стапель, один из самых больших в мире. В своем составе это уникальное строение имеет три стапельные дорожки с уникальной самоходной транспортной системой. Также на нем установлено не имеющее аналогов крановое оборудование.
В транспортно-передаточном доке можно спускать на воду крупнотоннажные суда длиной 300 метров и шириной более 60 метров. Раньше такие суда не строились на российских верфях.
Ключевым объектом ССК можно назвать сухой док. Он представляет собой крупнейшее в мире гидротехническое сооружение. Причем возвели его с существенным опережением графика: раньше на 3 года. Здесь можно будет строить перспективные суда без ограничения тоннажа и спускового веса.
ССК «Звезда» реализует сразу несколько крупных проектов. Уже спущен на воду танкер «Владимир Мономах», ведется строительство еще 7 подобных судов. Также стены строительных доков покинуло судно снабжения «Катерина Великая». Оно стало головным в серии из 4 судов для нефтяной компании «Роснефть», а в процессе его закладки принимал участие Владимир Путин. В ближайших планах — строительство газовозов для «Совкомфлота». Причем такого плана суда строятся в России впервые, ранее их только заказывали на зарубежных верфях. Кроме того, на ССК «Звезда» заложены арктический танкер-челнок ледового класса и два танкера-продуктовоза.
Также вокруг самой верфи возводится целый кластер высокотехнологичных производств. Например, «Завод ВРК Сапфир» на котором локализовано производство винто-рулевых колонок и систем электродвижения. Трудится на судоверфи около 4 тысяч человек, 80% из них — местные жители. Дальше планируется наращивать число сотрудников, и, когда верфь будет построена полностью, здесь будет трудоустроено 7 тысяч человек. Соответственно, ведутся работы по обучению и переобучению персонала, развитию социальной инфраструктуры.