Споры о пользе и вреде мобильных и компьютерных игр ведутся давно. Кто-то считает их пустой тратой времени, кто-то относится лояльно и называет досугом, другие видят в них потенциал и приводят в пример киберспорт с большими призовыми фондами и новые, востребованные на рынке IT-профессии: геймдизайнер, геймсценарист, 3D-художник и другие. Научные работы, появляющиеся на эту тему, посвящены уже не игровой зависимости, а геймификации, использованию видеоигр в образовании, их положительному влиянию на мышление и интеллект.
В мае 2022 года исследовательская компания Mediascope опросила 8 тыс. россиян в возрасте от 12 до 64 лет и выяснила, что почти 70% играют в видеоигры, при этом около половины из них — в мобильные. Среди играющих россиян, по данным VK Play, 81% отдают предпочтение мобильным играм, на втором месте находятся компьютерные (66%), на третьем — консольные (27%). А недавно телекоммуникационная компания YOTA провела исследование популярности мобильных игр. Оно показало, что за первое полугодие россияне потратили на игры на 63% больше интернет-трафика, чем за аналогичный период прошлого года. В тройку самых популярных приложений вошли Roblox (онлайн-конструктор, в котором можно создать собственный виртуальный мир), PUBG: Battlegrounds (шутер в жанре «Королевская битва», где игроки используют различное оружие и стратегии выживания, чтобы победить друг друга) и Mobile Legends (онлайн-боевая арена, предполагающая игру одной команды против другой).
Лечить стресс и фокусировать внимание
Можно ли в данном случае приравнять слово «популярный» к слову «ценный»? Некоторые психологи считают, что многие мобильные приложения являются хорошими «учителями» финансовой грамотности. Игроку нужно просчитывать, как рационально распределять виртуальную валюту, будь то баллы, монетки или что-то еще. Грамотно ведя такой «бюджет», игрок учится экономить и копить в реальной жизни, а это немаловажный навык.
Психолог, научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Морозова считает, что полчаса игры в мобильном телефоне способствуют снижению стресса. По её словам, коммерческие игры порой помогают при лечении депрессии, вовлеченность в игровой процесс вытесняет мрачные мысли, улучшает когнитивные способности.
«Постоянно играющие люди превосходят неиграющих в умении фокусировать внимание, в остроте реакции, в пространственном мышлении, они обладают лучшей памятью. Геймеры отличаются большей настойчивостью в достижении целей: когда перед ними стоит какая-то задача в игре, они добиваются ее решения, в отличие от неиграющих. Они не боятся новых впечатлений, открыты новому опыту, им проще учиться», — говорит она.
Мобильные приложения-игры можно использовать и для отработки конкретных навыков. С их помощью люди учат новые языки, осваивают хобби. Чтобы увлечь пользователей и побудить их регулярно заходить в приложение заниматься саморазвитием, его создатели используют различные механики. К примеру, внедряют ежедневный прогресс и рейтинг. Как тут не вспомнить Lingualeo с их львенком Лео и игровой валютой в виде фрикаделек?
Перенос игрового формата в обучение и бизнес ускоряет процессы, повышает эффективность и мотивацию сотрудников, клиентов и учеников.
Игры и геймификация в телекоме
Среди отраслей, которые применяют игровые механики, чаще всего выделяют IT, телеком, ретейл. Причем игровые механики активно внедряются и используются в бизнес-процессах, направленных как на внешнюю аудиторию, то есть клиентов, так и на внутреннюю — сотрудников.
По данным исследования, геймификация позволяет поднять вовлеченность сотрудников на 60% и повысить их производительность на 50%. Для усиления соревновательного аспекта компании делают акцент на командной игре и общих целях: конкурируют не работники одного магазина, а салоны одного города с торговыми точками в другом.
По прогнозам агентства TelecomDaily, активная аудитория мобильных игр в России к 2027 году вырастет на 35% и составит 35 млн человек. На конец 2022 года она насчитывала 26 млн человек. Понимая потенциал, компании активно заходят в игры, знакомят интересующую их аудиторию со своими сервисами и продуктами. Например, у Яндекса есть собственное пространство в игре Roblox. Сеть М.Видео, которая там же развивает свой магазин, считает, что виртуальное пространство позволяет через интерактивные форматы и геймификацию открывать новые возможности для знакомства с брендом.
В прошлом году Метавселенная Roblox пополнилась интеграцией от МегаФона: оператор вошел в игру SuperCity, брендировал локации и подчеркнул лидерство по скорости мобильного интернета и покрытию сети. По статистике, около 70% российских пользователей играют в нее с мобильного телефона, а значит, для получения качественного пользовательского опыта им нужен быстрый мобильный интернет. Оператор интегрировал в SuperCity полномасштабную игру «МегаРаннер» и четыре квеста по сверхскоростному интернету с pre-5G, которые позволяли пользователям получить дополнительный рейтинг и бонусы.
В целом «большая пятерка» операторов мобильной связи активно поддерживает контакт с играющей аудиторией, предлагает им актуальные опции. МегаФон давно использует быстрые игровые механики в собственном мобильном приложении для вовлечения и повышения лояльности абонентов. Еще допандемийная акция «Тряси смартфон» привлекла своей механикой и завирусившимся рекламным роликом огромную аудиторию. В обновленном мобильном приложении оператор создал раздел «Для меня», где публиковал, в частности, вовлекающие абонентов игры. Игровая механика была доработана так, чтобы пользователи заходили в приложение ежедневно: за каждую игру, на которую давалась одна попытка в день, абонент получал баллы.
МТС выпустил игру Cashback City, которая позволяет получать кешбэк за определенные действия, такие как оплата счетов или пополнение баланса, и предлагает абонентам всех операторов построить с ее помощью город на необитаемой планете. Около 300 тысяч клиентов билайна выполняли задания в 2022 году в мобильном приложении и зарабатывали соты — внутреннюю «валюту» оператора, на которую можно купить дополнительные пакеты услуг связи.
Tele2 обменивал накопленные минуты на безлимитный трафик на стриминговой платформе Twitch, а также предоставлял за 99 руб. в месяц доступ к просмотру видео на платформе без расходования интернет-трафика, включенного в тарифный план. В июле 2023 года опция закрылась для новых подключений.
Оператор Yota неоднократно поддерживал киберспорт как на профессиональном, так и на любительском уровнях. Еще в 2017 году Yota запускала платформу «Мама, я геймер», которая создавалась как коммуникационная кампания для новой тогда для Yota аудитории. Сегодня Yota дает возможность настроить тариф, и любители игр могут самостоятельно определить, сколько гигабайт им нужно на один месяц.
Чувство меры
Старая и всем известная мудрость о том, что главное — знать меру, применима и в отношении игр. Если использовать приложения «с умом»: самостоятельно ставить временные рамки и придерживаться их, спокойно откладывать гаджет в сторону, когда того требуют срочные дела, — в этом случае из виртуального мира можно почерпнуть немало полезного.
Детям сложнее — самоконтролю необходимо учиться. В случае с детьми этот функционал приходится брать на себя родителям: следить за временем, которое проводится в гаджетах. Тут помогают опции мобильных операторов, с помощью которых на смартфоны можно установить ограничения на использование интернета. К примеру, в детском тарифе компании «МегаФон» его скорость снижается до 64 Кбит/с с 23:00 до 6:00. Таким образом, во время ночного отдыха активно «серфить» в Сети и играть не получится — «тяжелые» приложения и видеоролики просто не загрузятся.
Мобильные игры могут вдохновить и детей, и взрослых на воплощение в настоящем мире проекта, который был придуман в виртуальном пространстве. Есть приложения-раскраски, игры-антистрессы, приложения, имитирующие игру на музыкальных инструментах. Проведя в них время, человек может захотеть реализовать в реальности то, что делал с помощью смартфона. Это позволяет использовать возможности игр в качестве вдохновляющего инструмента.