По данным пресс-секретаря, акция имеет двойную цель: в преддверии предстоящей приватизации добиться понижения стоимости, чтобы затем дешевле купить, и нейтрализовать менеджмент самой компании. В связи с этим он прокомментировал основные тезисы, на которых строится информационный вброс.
Тезис первый: «дорого купили ТНК BP — дёшево продаём»
«Во-первых, решение продавать сейчас, когда дешёво, — не наше, — подчёркивает Михаил Леонтьев. — Но купили по рынку и продаём по рынку, и желательно с премией к рынку. Вот и всё». Кроме того, анализируя, насколько дорого «Роснефть» купила ТНК-ВР, он предлагает вспомнить, что было тогда. «BP уходила из России, потому что готова была хлопнуть дверью, не договорившись с менеджментом ТНК, — напоминает пресс-секретарь российской нефтяной компании. — А в итоге получилась самая крупная иностранная инвестиция в Россию за всю нашу новую историю. Это факт. У нас остался мощный, интересный партнёр, который полностью доволен сотрудничеством».
Тезис второй: «компания под гнётом кредитов»
«Сообщаю, что уровень кредитной нагрузки в нашей компании вернулся ровно к тому же, который был до покупки ТНК BP. Отношение EBITDA к долгу у нас одно из самых низких по отрасли вообще. То есть никакой закредитованности нет. Причём кредиты были погашены не из кармана государства, а за счёт средств, заработанных компанией», — ответил на это Михаил Леонтьев.
На инвестиции хватает
И наконец, тезис третий: «неэффективная компания — плохой менеджмент, который допустил потерю капитализации».
Вообще-то, напоминает пресс-секретарь, «Роснефть» — единственная из российских компаний в своей отрасли, на которой санкции отразились масштабно и всесторонне. «Газпром» не под санкциями, — обращает внимание он. — «ЛУКОЙЛ» — под санкциями, но другими. Под секторальными санкциями он не находится».
Кроме того, необходимо, по его мнению, учитывать, какую налоговую нагрузку несут нефтяные компании: «Такой налоговой нагрузки, как у нефтяного сектора, нет ни у кого. И она в условиях кризиса не снижается».
Сравнение показателей российской компании с ведущими западными — тоже в нашу пользу. Exxon, по словам Михаила Леонтьева, списал более 4 млрд долларов убытков, BP показала убытков свыше 6 млрд долларов. «А у нас прибыль увеличивается, — напоминает он. — В большинстве нефтяных компаний растут инвестиции: 15%, 20% и больше процентов... И это при том, что другие наоборот, сворачивают инвестиции — в условиях кризиса это довольно естественно. Но наша компания инвестпрограмму увеличивает. Она её переформатировала в связи с конъюнктурой, но увеличивает реально».
За долю на рынке
Компания, уверен Михаил Леонтьев, показывает фантастические результаты в условиях фантастического давления — как давления чисто конъюнктурного, так и прямого политического. И при этом она полностью обеспечивает все платежи в бюджет, несёт самую большую нагрузку в стране.
Остаётся один вопрос: за что борется «Роснефть» в столь непростых условиях? Из слов её пресс-секретаря вытекает: за то же, за что и все остальные — долю на рынке. «Ценовая война есть средство борьбы за долю на рынке, — поясняет Леонтьев. — Мы свою долю сохраняем и на некоторых рынках даже увеличиваем. И это самое главное, что нужно сейчас делать».
Выигрыш в войне в этом и заключается.