Превращая себя в цепь питания, где амбициозные неизбежно поедают неамбициозных, фармритейл шаг за шагом движется в сторону.
Своим взглядом на ближайшее будущее аптечного рынка поделился сопредседатель совета директоров аптечной сети «Фармленд» Олег Муров.
Слияние и поглощение
Екатерина Алтайская, «ЛекОбоз»: Олег Радикович, можно ли начать с традиционного вопроса об итогах года?
Олег Муров: Ну 2016 год ещё не закончился! Если говорить о нашей сети, то с сентября 2015 года по сентябрь 2016‑го к нам добавилось порядка двухсот аптек. В основном благодаря сделкам слияния-поглощения. В ноябре 2015‑го частью нашей команды стала крупная тюменская сеть «Калинка». А это целых пятьдесят аптек, к тому же с хорошим расположением.
– Будете ли продолжать свою стратегию в следующем году?
– Стратегией это назвать нельзя, речь идёт лишь о сделках слияния-поглощения. Понимаете, эти аптеки уже есть. Многие из них были созданы ещё в девяностые и двухтысячные. Покупатели найдутся всё равно – консолидация уже давно превратилась из тенденции на рынке в реальные действия.
– Может быть, наступила такая ситуация, что органический рост уже невозможен?
– Аптечные сети действительно объединяются очень активно. В Свердловской области, в Екатеринбурге ещё много мелких сетей, а в Башкирии такого уже нет.
В ожидании кризиса
– Позвольте задать ещё один традиционный вопрос: чем чаще всего приходилось заниматься в экономически сложном 2016 году?
– Попробую дать не менее традиционный ответ: мы занимались разносторонней оптимизацией всех бизнес-процессов. Смещение спроса. Огромнейшее, просто дикое количество дискаунтеров – и стремление большей части аптечного рынка развиваться именно в эту сторону. Всё это понятно и во многом предсказуемо. Но что бы мы ни говорили про кризис, фармация в полной мере этот кризис не ощутила. Я лично ожидал гораздо худшего.
Посмотрите на авторынок, на рынок туристический или на рынок строительный. Согласитесь, фармацевтика всё-таки демонстрирует относительную стабильность.
– Наверное, мы просто во всём отстаём от других рынков и даже в сторону кризиса движемся медленнее.
– Даже если фармацевтический рынок движется в сторону кризиса, в какой-то мере этот кризис провоцируем мы сами. Может быть, не мы с вами, а общее состояние экономики в стране. Какие сегодня планы у большинства аптечных сетей? Открыть ещё двадцать аптек, 50, 100. Словом, мы будем открываться и открываться!
Но чем удивить покупателя на сегодняшний день? Ассортиментом? Можно, но уже сложно. Местоположением? Этот ресурс почти исчерпан. У арендодателей появился даже специальный прайс-лист для аптек. Если всем арендаторам сдают за 100 тысяч рублей, то фармацевтам – за 120. И ни копейкой меньше. Заметьте, речь об одном и том же помещении!
– А как же главное антикризисное преимущество – цены на фармпрепараты?
– Аптечные сети по-прежнему стараются удивить покупателя ценой, но это путь в никуда. У нас в Башкирии уже 1700 человек на аптеку – и по этому показателю наша республика на втором месте в стране. Чуть меньше посетителей на аптеку только в Пермском крае. Мы дошли до того момента, когда аптека с оборотом в миллион рублей считается нормально работающей.
На мой взгляд, кризис на фармацевтическом рынке пока ещё не наступил, но, наверное, в ближайшее время он будет. Как результат общей тенденции в экономике страны и наших рукотворных действий.
Развитие: динамика и планы
– Как относитесь к консолидации аптечного рынка, к превращению региональных сетей в межрегиональные и федеральные?
– Мы были одними из последних, кто эту тенденцию подхватил. Башкирия – это 4 миллиона человек, Финляндия – 5 миллионов. По площади они сопоставимы. И, кажется, если мы в Башкирии завоевали лидирующие позиции, то большего уже и не надо. Ведь бизнес, который работает не в одном регионе, это же принципиально другое состояние! И кадры, и логистика, и административные вопросы. Но когда мы увидели, что к нам приходит одна, вторая, третья сеть…
– То немедленно начали «оккупировать» территорию?
– Да нет, не «оккупировали» мы – заняли. Обстоятельства подтолкнули к решению начать развиваться в других регионах. В фармритейле, как я уже говорил, чем-то удивить сложно. Но у нас есть и интересная дисконтная программа – программа лояльности «Круг друзей», и мультиформатные аптеки.
При переходе в другие регионы мы пока не собираемся отступать от нашего принципа – чтобы все аптеки были в автомобильной доступности. Чтобы добраться до самых отдалённых из них можно было бы в течение дня. Самое большое расстояние – порядка 900 километров. Оренбургская, Тюменская, Челябинская области, Татарстан, Удмуртия – все они граничат с Башкирией, благодаря этому наши аптеки остаются управляемыми и доступными.
– «Фармленд» в 2016 году очень динамично развивается. Не хотите ли последовать примеру «36,6» и сделать ставку на производителя – говорят, прямые контракты крупным сетям очень выгодны?
– Нет, ставки на производителя мы не делаем. Потому что те условия, которые предлагает фармпромышленность, зачастую не лучше, чем у дистрибьюторов. Конечно, у нас есть прямые договора, и их немало. Но с фармой сегодня комфортнее сотрудничать по маркетинговым договорам и условным собственным торговым маркам.
– Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
– Естественно, продолжим «оптимизировать процессы». Сейчас во многом из-за обилия дискаунтеров некоторые аптеки стали нерентабельны. Мы принимаем меры, чтобы помочь им «выйти из минуса». Стараемся исправить ситуацию. Но если вновь не получится, то, наверное, придётся расставаться с ними.
– А как вы определяете, рентабельна аптека или нет?
– Критерий очень прост: если с декабря по март аптека убыточная, то, говоря сленговым выражением, «ловить уже нечего».
Наверное, слияние-поглощение – это в какой-то степени санитарная чистка рынка. Ведь аптек при консолидации больше не становится. А когда на одном перекрёстке – девять-десять аптечных вывесок, то и смешно, и грустно одновременно. И это тупиковый путь. Каждый, конечно, надеется, что в тупик уйдёт сосед, но жизнь покажет.