Во время карантина нагрузка на сотовые сети заметно увеличилась. Ведь телефоны стали окном в мир для людей, которые были вынуждены соблюдать ограничительные меры. Возник только один вопрос — как с увеличившимся потоком справляются операторы сотовой связи. О том, к каким итогам пришли компании и какой опыт приобрели за это время, АиФ.ru рассказал коммерческий директор макрорегиона «Москва» Tele2 Антон Жуковский.
К нагрузкам готовы
— Конечно же, первый вопрос про качество связи в период ограничений. Ведь крайне важно для абонентов, чтобы она была. Выдержала ли сеть перегрузки в период карантина?
— Конечно, период карантина внёс свои коррективы в образ жизни москвичей — потребление трафика заметно увеличилось. В первой половине апреля голосовой трафик вырос на 10% по сравнению с предшествующим месяцем, тогда как потребление дата-услуг — на 7%.
Однако новые реалии не стали для нас чем-то необычным — рост нагрузки на сеть мы фиксируем каждый год, к примеру в период майских или новогодних праздников. Благодаря предварительно проведённой оптимизации сети столичные абоненты ни при каком сценарии не испытывают проблем с качеством передачи данных.
— Те, у кого есть дачи, предпочли провести карантин за городом. И получилось, что дачный сезон начался раньше обычного. И как только ограничения начали смягчать, сразу появилась потребность, чтобы телефон работал не только в деревне или дачном посёлке, но и у отдалённого озера, и в соседнем лесу. Насколько широко и плотно охвачен сотовой связью Московский регион?
— Раннее начало дачного сезона заставило нас пристально следить за общей нагрузкой на сеть и миграцией абонентов за город. В этом году особое внимание мы уделили покрытию LTE в Московской области — оно было расширено более чем в 100 населённых пунктах, обеспечив 100% жителей региона качественным мобильным сервисом.
Что касается связи в удалённых и труднодоступных районах, то здесь нам помогает технология LTE-450 — скоростной беспроводной интернет, ставший отличным решением для загородных вариантов во время самоизоляции. Это подтверждает 15-кратный рост количества заявок на подключение к LTE-450 в первой половине апреля по сравнению с мартом.
Новый бизнес-опыт
— В условиях режима ограничений бизнес получил новый опыт. В чём новизна?
— Безусловно, пандемия стала вызовом для телеком-отрасли. Мы фиксировали изменения в поведении абонентов — бизнес в кратчайшие сроки анализировал их и прогнозировал следующий шаг клиента, чтобы сработать на опережение.
Несмотря на сложившуюся обстановку, некоторые вопросы наши абоненты могли решить только в салонах связи. Поэтому в самом начале пандемии было особенно важно по максимуму сохранить открытыми точки продаж. На конец апреля у нас было открыто 85% салонов связи при соблюдении всех рекомендаций Роспотребназдора: продавцам были предоставлены средства индивидуальной защиты, особое внимание уделялось дистанцированию продавцов и покупателей друг от друга. Кстати, все меры профилактики коронавирусной инфекции применяются и сегодня.
Второй важный момент — сохранение рабочих мест в рознице. Для улучшения бизнес-климата был введен ряд мер для поддержки дилеров — запущены мотивационные программы, к которым присоединились партнёры и безвозмездно предложили продавцам свои продукты и сервисы. Всё это позволило сохранить мотивацию и позитивный настрой сотрудников.
— Карантин «увёл» торговлю в интернет. И многие стали говорить, что теперь она там и останется. Вырос ли спрос в интернет-магазине сотовой компании и каковы ваши прогнозы в этом отношении?
— Безусловно, интернет-продажи показали беспрецедентный рост. В апреле-июне в столице во время пандемии курьерская доставка SIM-карт на дом при заказе онлайн выросла в 2,5 раза.
Мы, например, запустили новые каналы продаж с фокусом на digital-среду. К примеру, начали продажи SIM-карт в интернет-магазине «Байон» с возможностью саморегистрации. И здесь стоит отметить, что функция саморегистрации в целом начала развиваться более стремительно. Мы запустили упрощённый интерфейс в приложении, добавили кнопку «Госуслуги» на сайт, что помогает посетителям сэкономить время при вводе паспортных данных.
Всё это позволяет делать оптимистичные прогнозы для рынка интернет-торговли и после пандемии. Однако замечу, что такой рост e-commerce не мешает развиваться офлайну. В доказательство этому приведу данные по посещаемости в салонах связи — на сегодняшний день в регионе этот показатель превысил 85% от «допандемийного» уровня.
Объединиться в онлайне
— Как работает бесконтактная доставка SIM-карт? Насколько она оказалась востребованной?
— Май оказался лидером по бесконтактной доставке. Больше половины заказов было доставлено именно бесконтактно. Тема безопасности останется приоритетной для нас и наших клиентов и после ослабления ограничений.
Во время пандемии мы объединили усилия с крупнейшими игроками логистического рынка — такими как «Яндекс.Такси» и «Почта России». Это позволило клиентам не ждать доставки SIM-карты несколько дней, а в отдельных случаях для её приобретения не нужно было даже заходить на сайт.
Можно уверенно сказать, что все эти опции остаются востребованными и сегодня. Пандемия кардинально поменяла наши привычки, а услуги курьерской, в частности, бесконтактной доставки приобрели стратегическое значение.
— Объединение абонентов в группы по специальной акции стало решением для абонентов, как оставаться в социуме и получать за это скидки. Но сейчас такие программы, например, у вас продолжают действовать. Зачем?
— Этот продукт несёт в себе философский смысл — мы делаем жизнь проще не только для абонента сети, но и для всех, кто его окружает. В пандемию мы предложили объединиться в онлайне и вместе с тем оптимизировать затраты на связь. Общение в онлайне и раньше превалировало в столичном регионе, а сейчас оно будет только развиваться с новой силой. Отказываться от платформы мы не планируем.
Границы стираются
— В современных условиях операторы связи давно уже не ограничиваются традиционной своей ролью. Сегодня даже используют искусственный интеллект в качестве электронного помощника. Насколько такой вариант заинтересовал абонентов?
— С началом карантина многие развлекательные и образовательные платформы предоставили пользователям бесплатный доступ к контенту. Но в этом обилии легко потеряться. Запустив виртуальное пространство, мы снова изменили правила и собрали на одной онлайн-платформе качественный и разнообразный контент. Это помогло людям найти развлечение по интересам, переключиться и почувствовать себя частью сообщества даже в период разобщения. Более того, в программе не нужно регистрироваться, оформлять подписку или соблюдать дополнительные условия. Зайти сюда может любой посетитель, независимо от того, абонентом какого оператора он является.
Важно отметить, что главная идея проекта — это синергия онлайна и офлайна. У человека стираются границы между интернетом и досугом за его пределами. Это вызывает особый интерес. Так у каждого посетителя создаётся ощущение, что, где бы он ни оказался, он везде находится в едином привычном пространстве.
Проект определённо доказал свою востребованность. С момента запуска количество уникальных пользователей из разных регионов России превысило 500 тыс. При этом количество визитов составило более 700 тыс. — 65% гостей вернулись в онлайн-дом снова. Это говорит о том, что пользователи не потеряли интерес к проекту после окончания периода самоизоляции, потому что нашли для себя занятия по интересам. Москвичи ожидаемо оказались самыми частыми гостями digital-пространства — их доля составила 31% от общего количества посетителей.
— Какие направления стоит развивать в посткарантинный период как наиболее перспективные?
— Мы как компания, которая идёт по пути цифровизации, сосредоточены на том, чтобы предоставить клиенту оптимальный для рынка бесшовный опыт.
Мы заинтересованы в том, чтобы уводить больше процессов в «цифру», и при этом убеждены, что никто лучше самого клиента не сможет обеспечить свои потребности. Сейчас одним из наших основных «посткарантинных» направлений является улучшение продуктов и услуг, которые позволяют ему самостоятельно решать все вопросы. Для этого мы регулярно следим за малейшими изменениями в потребностях наших абонентов — сначала решаем проблему клиента, а потом превращаем её в продукт или услугу.
Если говорить о «жизни после пандемии», то здесь первостепенной остаётся потребность в безопасности, и абоненты смогут получить её, пользуясь специальными сервисами.