Примерное время чтения: 17 минут
545

Цифровизация коммуникаций. В Москве состоялась конференция InterComm-2020

Финал церемонии награждения победителей премии InterComm-2020.
Финал церемонии награждения победителей премии InterComm-2020. «МедиаЛайн»

27 октября состоялась конференция InterComm-2020, приуроченная к вручению XI Международной премии за проекты в корпоративных коммуникациях InterComm, в этом году она прошла под девизом «Кризис как время открытий и неожиданных возможностей». 

2020 год стал негласно годом внутренних и корпоративных коммуникаций, и об этом, так или иначе, говорили все спикеры.

Мероприятие проходило в эксклюзивном зале Mercury Space на высоте 177 метров над уровнем земли, на 40-м этаже башни «Меркурий» комплекса «Москва-Сити». Гости и спикеры собрались в формате фиджитал: очно и онлайн. С 10:00 до 21:00 непрерывно с нескольких камер велась трансляция всего события, один из ведущих постоянно был на связи с онлайн-участниками, которые наравне с теми, кто присутствовал очно, задавали вопросы и делились эмоциями.

Программа изобиловала форматами: панельные дискуссии, баттлы, TED-выступления, телемост, презентации кейсов и сессии лайфхаков. А вечером всех ждала торжественная церемония награждения победителей премии InterComm.

Изменения в корпоративных коммуникациях

Деловая часть программы стартовала с панельной дискуссии «Наташа, мы все уронили: как внутриком спасал бизнес в пандемию». Мария Верномудрова, начальник управления внутренних коммуникаций Х5 Retail Group, Мария Заикина, заместитель генерального директора по связям с индустрией Ozon, Лия Королева, директор по организационному развитию Mail.ru Group, Анна Шилина, начальник отдела по связям с общественностью АО «Трансмашхолдинг», и Федор Климкин, директор по корпоративным коммуникациям «Трубной металлургической компании», под управлением модератора Виктории Васильевой, директора по связям с общественностью компании «Полюс», обсудили, как компании справились с пандемическими вызовами, и выяснили: если кто-то что-то уронил, то это были точно не внутрикомы.

Наоборот, корпоративные коммуникации с первого дня мобилизовались и наладили работу таким образом, чтобы постоянно поддерживать своих сотрудников на производствах, в магазинах и на удаленке. Безусловно, это стало возможным только благодаря тому, что уже до этого в компаниях были созданы и отлажены мощные инструменты корпоративных коммуникаций. Пандемия и локдаун внесли свои изменения, заставили трансформировать офлайн в онлайн, но не поставили перед корпоративными коммуникаторами невозможных и нерешаемых задач.

Коммуникации работают эффективнее в сильных и сплоченных командах. О том, как мотивировать себя и сотрудников, рассказал Тимур Соколов, основатель компании The Team, бизнес-тренер, эксперт по командному взаимодействию, в сессии лайфхаков «Самомотивация и мотивация команды: как?». Интересно, что деньги не мотивируют людей. Любовь к компании тоже не мотивирует в отличие от четкого понимания целей, перспектив и наличия «внешнего врага».

В пандемию произошло нечто почти невозможное: босс заговорил. Именно так и называлось выступление хедлайнера Сергея Иванова, совладельца и исполнительного директора ГК «ЭФКО». Он рассказал личную историю выхода «из тени» официальных пресс-релизов и заявлений к искренним коммуникациям: теперь в своих соцсетях все посты он пишет сам, своим языком. И это вызывает большой отклик среди сотрудников.

Следующая часть программы — предметный разговор об инструментах коммуникаций. В формате «К барьеру!» Ольга Шалаева, главный редактор корпоративных СМИ «Объединенной металлургической компании», и Владимир Залужский, начальник управления по коммуникациям и работе с инвесторами «Северстали», представили те инструменты, которые помогли их компаниям в период пандемии «переобуться в воздухе». В качестве рефери выступил независимый медиаэксперт Артур Борцов, экс-директор по корпоративным коммуникациям и брендингу «СИБУРа». Две металлургические компании (похожий профиль, похожие принципы работы) реализуют совершенно разные инструменты коммуникаций. Зрители узнали, как в компаниях отреагировали на пандемию. Также они представляли способы коммуникаций, которые подошли бы их компаниям в ситуациях, которые предлагал модератор: например, уходит топ-менеджер, покупается или продается предприятие.

Через телемост к коллегам подключился начальник управления внутрикорпоративных коммуникаций ПАО «Газпром нефть» Дмитрий Лобач. Он назвал март и апрель временем бенефиса внутренних коммуникаций. Те руководители, которые всегда говорили, что «дела важнее слов», вдруг осознали важность слов и коммуникаций. Форматы, которые предполагали связь с командой, рассказы о перспективах и насущных проблемах, стали регулярными.

Итог баттла подвела Марина Мишукина, первый заместитель генерального директора издательского дома «Аргументы и факты»: если кратко описывать пандемию глазами внутрикома, получится «цифровизация + эмпатия». 

Развитие бренд-медиа

Шок-контент представил Александр Монахов, редакционный директор издательского дома «За рулем», экс-главный редактор журналов «Вокруг света» и «Антенна-Телесемь», в выступлении «Корпоративные медиа умерли. Да здравствуют бренд-медиа!». В эпитафии корпоративным медиа он написал бы: «Покойтесь с миром, мы вас забудем». Новый формат общения бренда с аудиторией предполагает в первую очередь пользу для аудитории, а уже потом продвижение бренда.

Ребрендинг корпоративной культуры — процесс, который в последнее время переживают многие компании. Уникальный кейс соединения корпораций и стартапов представили Тарас Демура, генеральный директор, и Ксения Калинина, директор по персоналу и организационному развитию TUI Russia&CIS.

В TUI заработала новая идеология: сотрудникам предложили стать предпринимателями, оставаясь внутри компании. Отказываясь от части фиксированной зарплаты, но развивая при этом собственные проекты с бюджетом, который не требует постоянного согласования, без жесткого контроля со стороны руководства, они могут зарабатывать в пять раз больше, при этом обеспечивая компании мощное развитие.

Одна из частых проблем — необходимость доказать руководителю или инвестору гениальность идеи. Создатели школы деловой коммуникации «К в кубе», эксперты по публичным коммуникациям Катерина Рындык-Иголь и Ирина Комарова, провели сессию лайфхаков «Как продать свою идею руководству за 3 минуты в лифте». Лифт или короткая рабочая встреча — неважно. Главное — создать мост между собой и руководителем и зацепить внимание с помощью крючка. Еще один важный совет — готовиться перед разговором как перед публичным выступлением.

Офис или удаленка

Конечно, на конференции невозможно было оставить в стороне тему офиса и удаленки.

Никита Кондрашов, руководитель направления внутренних коммуникаций LAMODA.RU, Илона Невинская, медиаэксперт, продюсер образовательных проектов, Руслан Новиков, генеральный директор ИД «Аргументы и факты», Надежда Ермакова, руководитель по корпоративной культуре и коммуникациям МХК «ЕвроХим», Мария Рыбакова, начальник управления коммуникаций и информационной политики компании «Объединенные машиностроительные заводы», и Игорь Ачиков, лидер практики «Бренд работодателя» в компании «Культура инноваций», встретились на командном баттле «Офис или удаленка? Чего хотят сотрудники, о чем втайне мечтает бизнес?». Модерировала баттл Юлия Грязнова, руководитель дирекции стратегии, исследований и аналитики АНО «Национальные приоритеты».

После дебатов и дискуссий Юлия Грязнова обратилась к мнению зала: онлайн и офлайн. Голосование показало, что, по мнению коммуникаторов, удаленка — это уже свершившаяся реальность, а дистанционный офис уже давно с нами: дома, в дороге, на даче, в отпуске мы остаемся на связи и можем решать рабочие задачи не менее эффективно, чем сидя за рабочим столом.

Учитывая развитие цифровизации, у сотрудников возникают опасения: не окажутся ли они без работы, если компьютер еще немного поумнеет? «„Нас всех заменят роботы!“ и другие фобии сотрудников» — с такой темой выступила хедлайнер конференции Вера Соломатина, директор по персоналу компании SAP CIS. Несмотря на то, что компьютер действительно умнеет, Вера отмечает: конкуренция за профессионалов только растет. Опасаться за свое место нужно тем, кто выполняет простую монотонную работу, легко поддающуюся автоматизации. А среди коммуникаторов таких нет.

Барьеры и возможности онлайн-коммуникаций

Тренд 2020 года, о котором InterComm.media писал еще в феврале, — это профессиональное выгорание. О том, как диагностировать у себя профессиональное выгорание, рассказал психолог, независимый консультант в области стратегий, идеологий и брендинга Антон Буланов. Он назвал несколько признаков выгорания: например, мизантропия, постоянная усталость, отсутствие творческих сил. При этом эксперт отметил: для того, чтобы отличить выгорание от обычной усталости, стоит пройти специальный тест. А чтобы победить выгорание, в первую очередь стоит перестать сравнивать себя с другими и, что не менее важно, с самим собой.

Анна Несмеева, основатель «Сообщества внутренних коммуникаторов», руководитель «Школы внутренних коммуникаторов», провела интерактив-исследование «Угадай коммуникационные тренды». На протяжении нескольких лет эксперт проводит большие исследования, посвященные внутренним коммуникациям. Зрителям она рассказала о результатах исследования 2019 года и предложила угадать, что изменилось в 2020 году. Кстати, вы знали, что самым популярным каналом коммуникации стали мессенджеры?

Премия InterComm в этом году прошла в одиннадцатый раз, конференция — в третий. У бренда накопилась история, и по ней ведущие вместе с главой оргкомитета Ларисой Рудаковой провели онлайн-викторину. Те, кто был в зале, и те, кто находился по другую сторону экрана, были в равном положении. И в итоге приз — iPhone 11 — выиграла именно онлайн-участница Елизавета Гришина, эксперт по организации мероприятий, обладатель государственной награды от президента Владимира Путина.

«Онлайн-коммуникация: барьеры и возможности. Точки контакта в цифровой среде» — такую сессию лайфхаков провела Дарья Воронова, тренер по продающей речи и публичным выступлениям. С внезапным приходом полного онлайна многие спикеры растерялись. При этом онлайн-выступление может быть не менее эффектным, чем офлайн. Один из лайфхаков: не включать камеру до тех пор, пока не соберется аудитория. Не стоит тратить драгоценные первые секунды выступления на то, чтобы, как в меме про спиритический сеанс, спрашивать, кто именно вас слышит, а кто еще не подключился. «Ваш выход должен быть эффектным», — отметила Дарья. 

Ковид как детонатор изменений

Продолжил программу конференции баттл с провокационным названием: «Поцелуй его в попу». На InterComm-2019 тема поколений вызвала огромный резонанс, и представители поколений Z и X попросили возможности высказаться. В этом году у них эта возможность появилась. 

Артур Касьян, генеральный директор группы компаний SmartMotion, Татьяна Эндеко, руководитель направления «Внутренние коммуникации, социальные и медиапроекты» Группы «ГАЗ», Анна Несмеева, создатель «Сообщества внутренних коммуникаторов», руководитель «Школы внутренних коммуникаторов», с одной стороны и Наталья Тунанова, стажер в компании «Московская биржа», студентка НИУ «ВШЭ» (факультет рекламы и связей с общественностью, 4 курс), Кирилл Евдокимов, стажер компаний «Юнилевер», «Новартис», автор исследований про лингвистические особенности общения поколений, студент НИУ «ВШЭ» (факультет рекламы и связей с общественностью, 4-й курс), и Мария Черняховская, стажер в компаниях «Росатом», Enel, студентка НИУ «ВШЭ» (факультет рекламы и связей с общественностью, 4-й курс), под руководством модератора Александра Ильина, старшего менеджера по внутренним коммуникациям «Лаборатории Касперского», сыграли в КВН. Вопросов было много как от модератора, так и от команд друг другу. Спрашивали, с одной стороны, «Почему вы не даете нам свободу творчества и развития?», а с другой — «Почему вы не в состоянии принять правила игры?». На скорость придумывали решения коммуникационных задач: как сообщить сотрудникам, что компания закрывается через семь дней? Как спасти босса от негатива в общих чатах?

Остался без ответа только один вопрос: кого именно «целовать в попу», если оба поколения полны энтузиазма, энергии, силы и требуют не особенного обращения, а возможности реализовывать крутые идеи на благо компании?

Еще одну сессию лайфхаков провела Виктория Кабакова, руководитель проектов практики «HR-маркетинг» компании «ЭКОПСИ Консалтинг»: «Как собрать сотрудников мечты под сильным брендом работодателя?». Виктория рассказала о том, что именно привлекает и удерживает сотрудника в компании. Вот несколько лайфхаков по взаимодействию с сотрудником: не давить (бесконечные вопросы в мессенджерах, три ZOOM-совещания в день и еженедельный отчет!), не убивать омниканальностью, дозировать заботой и щадяще информировать.

Деловая часть программы InterComm-2020 завершилась на сильной философской ноте. Нейропсихолог Дарья Масленникова, основатель и методолог Школы смыслового качества деловой коммуникации MASSCODE, рассказала о рисках и возможностях VUCA-мира и о ковиде как о детонаторе изменений.

Кажется, что мир вокруг стремительно меняется и мы живем в уникальную эпоху, но проблемы, которые сейчас волнуют сотрудников стартапов и корпораций, уже отражены на картинах Иеронима Босха, написанных пять столетий назад. Ощущение потерянности и неопределенности 70 лет назад запечатлел на своих полотнах Рене Магритт, а ту самую аббревиатуру VUCA — Volatility (изменчивость), Uncertainty (неопределенность), Complexity (сложность), Ambiguity (неясность) — сформулировали еще в 80-х годах прошлого века.

Ковид не изменил жизнь: он стал детонатором, заставил взорваться и проявиться те процессы, которые давно уже существовали в нашей жизни и влияли на жизнь каждого человека, а значит, и на коммуникации.

Конференция в «гибридном» формате

Постепенно конференция перешла в торжественную часть: церемонию награждения победителей XI Международной премии за проекты в корпоративных коммуникациях InterComm.

Награждения чередовались с TED-выступлениями. Андрей Тимонов, директор департамента коммуникаций АО «Росэнергоатом», открыл церемонию ярким и нестандартным выступлением о том, как легко утомить сотрудников коммуникациями в пандемию. А заодно рассказал, почему не стоит делать своим сотрудникам значки «Я пережил ковид».

Елена Попова, руководитель внутренних коммуникаций «Чайхоны № 1» и амбассадор InterComm, рассказала о культуре амбассадорства и о том, почему одного желания для создания команды амбассадоров бренда недостаточно.

В премии в этом году участвовало 97 проектов в 7 номинациях, для народного голосования прислали 42 видео. Члены жюри и эксперты отрасли с гордостью вручали награды за лучшие проекты по формированию корпоративной культуры, построению и укреплению бренда работодателя, обучению и мотивации персонала, укреплению лояльности и вовлеченности, развитию волонтерства и социального партнерства.

Уже третий год InterComm организует коммуникационная группа «МедиаЛайн» под руководством президента Ларисы Рудаковой и вице-президента Константина Юшина.

«В этом году провести конференцию для нас — большой вызов. Мы опасались, что в последний момент массовые мероприятия будут запрещены. Но в итоге InterComm прошел в очень ярком гибридном формате. Те, кто не сумел приехать, смотрели нас с экранов, а те, кто смог присутствовать офлайн, получили живой нетворкинг, по которому так скучали.

InterComm — это площадка для общения экспертов коммуникационной отрасли, и то, что раз в год мы собираемся для дискуссий, обсуждений, обмена лучшими практиками, очень правильно», — отметила Лариса Рудакова.

Партнером по организации в этом году стала компания SmartMotion. Ольга Касьян, директор по счастью клиентов, в конце мероприятия поделилась впечатлениями. «Это было одно из самых крутых мероприятий, которые мы организовывали, и я горжусь этим. То, что нам удалось собрать настолько интересных спикеров и настолько вовлеченных гостей — в зале и онлайн, — большой успех в это турбулентное время. И этот успех стал возможен благодаря партнерству и доверию между нашей командой и командой „МедиаЛайна“», — рассказала она.

Лауреаты премии InterComm

В номинации «Общий знаменатель» лауреатом среди компаний до 1000 человек стала компания MOTIVITY с проектом Hardcore. Третье место — у АО «Трансмашхолдинг» с проектом «Мы работаем безопасно», второе место — у «Трубной металлургической компании» с проектом «ТМК Медиа — единая цифровая платформа для корпоративных СМИ ТМК». Первое место — АО «Концерн Росэнергоатом» (электроэнергетический дивизион ГК «Росатом») с проектом «PR во время COVID».

В номинации «Точка роста» лауреатом среди компаний до 1000 человек стало АО «ДОМ.РФ», «ПРОЕКТ.Ф». Третье место — у ТОО «Евразийская Группа» (проект «Форум инноваторов»), второе место — «Норникель» проект «Программы обучения сотрудников компании для трансформации корпоративной культуры», первое место — Филиал ПАО «РусГидро» (проект «Корпоративный инженерный кейс-чемпионат по инновациям и рационализации „РАЦЭНЕРДЖИ“»).

В номинации «Образ жизни» победители распределились следующим образом. Лауреат среди компаний до 1000 человек — SA MEDIA GROUP (проект Fighting sport arts), третье место — „Газпромбанк» (проект «Трансформация силы. От Сибири до Кубани» в формате #stayhome) и Государственная корпорация «Ростех» (проект «Ударная десятка»), второе место — АО «Трансмашхолдинг» (проект «СпортЛига ТМХ: создавать составы, двигать горы») и первое место — ТС «Пятёрочка» (проект «Турбостарты-2020»).

В номинации «Территория добра» победителями стали следующие компании. Третье место — АО «Лаборатория Касперского» (проект «Онлайн-отчет о корпоративной социальной ответственности компании (КСО)»), второе место — ЗАО «БИОКАД» (проект «100 дней на мечту») и первое место — ПАО «РОСБАНК» (проект «Программа корпоративного волонтерства SHARE CARE»).

Победителями номинации «Работа мечты» стали ТС «Пятёрочка» с проектом «Разработка и запуск HR-бренда» (третье место), Nexign с проектом «Клуб амбассадоров корпоративных ценностей NX Ambassadors club» (второе место) и «ЕВРАЗ» с проектом «Народный корреспондент. На завод? В народ!» (первое место).

В номинации «Энергия команды» третье место разделили компании «Beeline Казахстан», (проект «Антивирусная программа „Счастье с доставкой“») и ООО «Пивоваренная компания „Балтика“» (проект «Онлайн-вечеринка для лучших сотрудников года»). Второе место у ТС «Пятёрочка» (проект «Антикризисная коммуникационная кампания») и «ЕВРАЗ» (проект «Риск-управление»). А первое место — у ОАО «Российские железные дороги» (проект «Страна железных дорог. Online»)

В номинации «Энергия команды» среди компаний до 1000 человек третье место у группы компаний «Просвещение» (проект «Школа будущего»), второе место — у издательского дома «Аргументы и факты» (проект «Фестиваль „Связь времен“»), а первое — у АО «ДОМ.РФ» (проект «Искусственный интеллект в анализе внутренних коммуникаций сотрудников для прогнозирования эмоционального выгорания»).

Победителями номинации «Народное голосование» стали особая экономическая зона «Технополис Москва» (проект «День открытых ворот в Алабушево ОЭЗ „Технополис Москва“»), АО «Авиакомпания «Россия» (проект «Тележка радости»). А специальный приз амбассадоров премии получил АО «Челябинский завод металлоконструкций» с проектом «Амбассадоры спорта».

Амбассадор корпоративных коммуникаций — Марат Нургалиев, «Beeline Казахстан». 

Награду «За вклад в развитие отрасли» получила Иоланта Саркисян, коммуникационное агентство Brand Lovers. А мастер коммуникаций — Зинаида Серебрякова, «Сбер».

InterComm-2020 прошел при поддержке партнеров: компаний «Пятёрочка» и «Северсталь». Страховым партнером выступил «Страховой дом ВСК». Безопасность на мероприятии организовала компания «PRO-Интерактив». Динамику, постоянное вовлечение зрителей очно и онлайн и прекрасное настроение создавал дуэт ведущих «Свои люди».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах