Какими должны быть капиталовложения в Крым и Севастополь? В какие отрасли? Как сделать так, чтобы два новых российских региона, объединённых в Крымский федеральный округ, поскорее вышли на общероссийскую динамику развития, преодолев разрыв, образовавшийся за 20-летие их нахождения в составе Украины?
На эти вопросы сейчас пытаются ответить эксперты. Ответы одного из них - генерального директора Института приоритетных региональных проектов Николая Миронова - напрямую связаны с проблемой, которая сейчас встанет перед многими желающими провести отпуск у ласкового моря крымского побережья.
Открыть второе дыхание
- Вопреки идеологизированным посылам скептиков, желающих во что бы то ни стало убедить всех в пагубности возвращения Крыма в Россию, у экономики полуострова есть хороший потенциал для роста, не используемый в настоящее время. «Три кита» региона - сельское хозяйство, промышленность и туризм. Конечно, за годы «украинской власти» эти отрасли развивались медленно, многие направления деградировали. Туризм практически сошёл на нет, став сферой малого бизнеса. До нынешнего года он существовал в основном либо под «крышей» украинских олигархов, либо в диких и высокорискованных формах. Но в составе России у Крыма может открыться второе дыхание, и оно позволит вернуть статус «всесоюзной здравницы» - вернее, теперь уже всероссийской.
Развитие Крыма и основных отраслей его экономики - приоритетная государственная задача. Невозможно ждать, когда предприниматели и транспортные компании обратят внимание на регион. Необходимо повышать в нём уровень и качество жизни, добиваться подъёма экономики уже сейчас, а не в отдалённом будущем.
Поэтому президент страны Владимир Путин и дал 22 апреля чиновникам и компаниям с госучастием поручения, направленные на ускоренное развитие Крымского федерального округа, включая туристическую сферу и транспортные перевозки. Логика их такова: чтобы экономика Крыма получила нужное ускорение, реализовала свой потенциал и, возможно, вошла в число российских регионов-доноров, необходим комплекс мер как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Государство при этом готово создать предпринимателям благоприятные условия, снизив некоторые их риски, предоставив преференции, - например, в части налогообложения авиаперевозок.
Времена плацкарт с курицей прошли
Проект федеральной программы поддержки развития округа предполагает создание здесь крупнейшего российского курорта, сравнимого по популярности с Турцией. При этом он может стать круглогодичным - в случае открытия игровой зоны. Сейчас небедные россияне оставляют миллионы долларов и евро в казино Монако и других средиземноморских курортов. После появления «российского Лас-Вегаса» (последний, кстати, тоже был создан в США с нуля и за короткое время) часть этих денег будет оставаться в экономике страны и региона. Перспективы доходности этих проектов очевидны. Поэтому некоторые «неудобства» для бизнеса, связанные с форсированным развитием полуострова, несомненно, окупятся в достаточно короткие сроки.
Несколько пунктов поручений президента касаются деятельности авиакомпаний. Ведь транспортные перевозки - краеугольный камень для туризма. Красив, к примеру, Дальний Восток, но внутренний турпоток туда очень мал именно из-за дальности расстояний и некомфортной, невыгодной логистики.
Времена плацкартных вагонов с запечённой на дорожку курицей миновали. Чтобы наладить спрос на туруслуги в Крыму и обеспечить конкурентоспособность отрасли, нужны дешёвые и регулярные авиаперевозки - удобные и сопоставимые по цене с популярными ныне зарубежными черноморскими и средиземноморскими курортами.
В поручениях главы государства даже значится ценовой «потолок» - не выше 7500 руб. туда-обратно с учётом всех такс и сборов в течение туристического сезона.
Большинство авиакомпаний восприняли инициативу президента конструктивно. Понимая значимость поставленной задачи и мысля по-государственному, они начали формировать комфортные для россиян направления, увеличивать количество рейсов, регулировать цены.
Откликнулись не все
Так, например, UTair, до этого вообще не летавшая в Крым, ввела туда ежедневный рейс - это большой шаг со стороны авиакомпании. Аналогичным образом социальную ответственность проявили компании «Якутия», «Уральские авиалинии». «Вим-Авиа» также показала свой интерес к крымскому направлению - она организует два рейса с использованием больших воздушных судов, сбалансировала ценовую политику, чтобы обеспечить доступность перевозок.
«Аэрофлоту» как компании с госучастием Владимир Путин дал прямое поручение об организации перевозок, включая ценовой потолок. И эта компания добавила к четырём существующим ежедневным рейсам ещё четыре - получилось восемь.
Очевидно, что всем этим авиакомпаниям такие тарифы невыгодны, однако они пошли на это, будучи ориентированными на выполнение государственных задач и понимая, что резервирование таким образом ниши на рынке перевозок в будущем при увеличивающемся туристическом потоке принесёт дополнительные доходы.
Существуют, однако, и обратные примеры. Так, компания «Трансаэро» не стала пока увеличивать интенсивность перевозок в Крым, продолжая ориентироваться на зарубежные рынки и обслуживая наиболее популярные туристические потоки.
На данный момент она сохраняет один свой ежедневный рейс в Симферополь, но полёты организует на небольших самолётах, а потому билеты приобрести трудно. Например, на ближайшие дни (до 8 мая) мест на рейсы «Трансаэро» нет вообще, очень мало их и на май - первую декаду июня, свободные места остались лишь на некоторые дни.
Пока ниши не заняты
Всё это говорит о том, что пока для «Трансаэро» на первом месте остаётся высокая прибыльность бизнеса. Несмотря на инициативу президента, она не видит выгоды в крымском направлении и с гордостью называет себя абсолютным лидером по объёмам перевозок в Турцию, потому что за последнее десятилетие перевезла в этом направлении почти 6 млн пассажиров.
Однако этот высокий показатель был достигнут в том числе благодаря решению Межведомственной комиссии по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок - на его основании компания получила право выполнять по 7 регулярных рейсов в неделю на наиболее «топовых» линиях: Москва - Анталья, Москва - Стамбул. Эта поддержка была связана с необходимостью обеспечения возможностей для отдыха россиян. Однако теперь, когда поставлены новые приоритетные государственные задачи, в их выполнение необходимо включаться всем игрокам в этой сфере. К слову, и не себе в убыток: перспективы заработать на потоке туристов в Крым вполне очевидны - конечно, пока есть незанятые ниши на рынке транспортных услуг.
А рынок этот с мая, конечно, начнёт оживляться. Создаваемые по поручению Владимира Путина условия для роста туристического потока в регион помогут оживить его экономику, сделают выгодными вложения в инфраструктуру. Появится возможность сохранить в стране и направить на её развитие немалые деньги, которые россияне почти круглогодично оставляют на популярных зарубежных курортах.
Для Крымского округа это станет одним из локомотивов развития, который, потянув за собой другие отрасли, поможет быстрее войти в число благополучных, самодостаточных регионов России.