Пандемия сделала невероятно популярной доставку готовой еды на дом. Разбираемся, почему курьеров там не хватает, но люди не хотят ими работать.
101 способ обмануть
Корреспондент «АиФ» решила устроиться курьером: подала на сайтах заявки — и уже на следующий день отправилась на собеседование на окраину города. Перед входом в офис вызвавшей меня компании толпилась очередь из 10–15 мужчин — о таких в объявлениях о сдаче квартиры обычно говорят «неславянской внешности». Внутри здания — ещё человек 30: в основном молодые мужчины и два не то школьника, не то студента. Собеседования не понадобилось: берут всех. Мне дали анкету и объяснили: необходимо внести свои ФИО, ИНН, СНИЛС, телефон и почту. Я заполнила и, дождавшись очереди, подошла к администратору. Тот рассказал, что, как только меня берут на работу, я в течение 10 дней должна сделать медкнижку. Также обязательно оформиться как самозанятая (или приобрести патент — для тех, у кого нет российского гражданства). Благодаря этому практически никакой юридической ответственности компания за работников не несёт. «Впрочем, если хотите не светить доходы, это можно сделать через одного из наших партнёров», — предложили мне.
Позже потенциальные коллеги-курьеры пояснят: медобследования можно и не проходить, а медкнижку купить — так выйдет даже дешевле.
Курьерами, вопреки всеобщему представлению, работают не только студенты и приезжие.
«Здесь есть работники фастфудов и ресторанов, у которых с начала пандемии работы стало меньше. Многие фрилансеры, например, программисты и дизайнеры, совмещают основную работу с доставкой. Один парень из Украины с высшим образованием и опытом в сфере компьютерной безопасности „курьерил“, пока оформлял гражданство. Девушка-музыкант, которая училась в США и работает репетитором по скрипке, получает здесь дополнительный доход», — рассказал 33-летний автор блога «Ногами курьера» Анатолий Демидов из Санкт-Петербурга. Он по высшему образованию сервис-инженер, но работал 10 лет рабочим на заводах и на установке домофонов.
Весной из-за пандемии ввели бесконтактную форму доставки и проверку температуры у курьеров.
От штрафа к штрафу
32-летний наладчик холодноштамповочного оборудования на заводе Николай Лухтан говорит, что курьеров в Казани, где он уже два года подрабатывает в агрегаторе доставки, постоянно не хватает.
«Раньше у пеших курьеров была фиксированная оплата 80 руб. в час и 50 руб. каждая доставка. Сейчас, чтобы получить 550 руб. за 5 часов, я должен выполнить минимум 2 заказа. Если заказов не будет, мне ничего не заплатят. Чтобы получить больше 550 руб., надо сделать минимум 5 заказов. Но не всегда это получается, поэтому выгоднее работать по-минимуму. Два года назад приходилось ходить меньше. Сейчас начинаешь в одной точке, а к вечеру можешь уйти от неё на 6–7 км. Платят по 25 руб. за км от ресторана до клиента, а сколько ты там тратишь времени и денег на дорогу до ресторана, никого не волнует. Не оплачивают переработки, сотовую связь и ремонт велосипеда/самоката. Нет ни больничных, ни отпуска. А самое главное, несмотря на то что трудовым законодательством это запрещено, появились штрафы. Если ты отказался принять заказ в свою смену, то должен заплатить компании 300 руб. Если забыл и не отметился по приходу в ресторан — 100 руб. Раз в 2 месяца может набегать штрафов на 1 тыс. руб. Некоторые курьеры даже из-за них уходят в минус. Я получаю в месяц при 6-дневной рабочей неделе по 5 часов 9–11 тыс. руб.», — поделился Н. Лухтан.
Так себе доставка
Количество заказов, рассказывают курьеры, увеличивается в ливни, пургу и праздники. В спальных районах Москвы спрос больше в выходные, а в центре — в будни с 13 до 16 часов и с 21 до 1.00. Еду упаковывают сами рестораны. Курьеры её просто сверяют и забирают. Если клиент отказывается от заказа, что бывает очень редко, она становится собственностью курьера. Сложнее всего носить... пиццу.
«Рюкзак с ней нельзя надеть на спину, можно нести только сумку в положении лёжа в вытянутой руке», — говорит 40-летний руководитель Союза курьеров России Иван Вайсс. Он собирался открывать с партнёрами бизнес в области доставки. Чтобы открыть собственный бизнес по доставке, он пошёл поработать «на дядю» и узнать всё изнутри. И тут же передумал что-либо открывать. «Программа, которая раздаёт заказы, не знает тонкостей, даёт прямой маршрут, который в реальности таким не оказывается, не учитывает время ожидания на светофоре, обход заборов и стройки или переход через рельсы и МКАД. Из-за чего не всегда удаётся прийти вовремя, тебя штрафуют, а клиент ждёт. К тому же у многих курьеров нет денег на хорошую одежду. Обувь может промокнуть, и продрогший человек, чтобы не заболеть, решает отказаться от следующих заказов. Начальству до этого нет дела. Курьеру всё равно выписывают штраф, порой равный его дневному заработку», — говорит И. Вайсс.